0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством российской федерации об обязательном медицинском страховании» (подготовлен Минздравом России 14.12.2016)

Досье на проект

В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165), приказываю:

Утвердить Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании согласно приложению.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N ______

Порядок осуществления экспертизы качества
медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

1. Настоящий порядок регулирует вопросы осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — Экспертиза качества медицинской помощи).

2. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата*(1).

3. Экспертиза качества медицинской помощи основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, ответственности экспертов за проведение и результаты экспертизы.

4. Экспертиза качества медицинской помощи проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке*(2) экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*(3).

5. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется при проведении:

а) проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

б) проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи*(4).

7. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.

8. Срок проведения экспертизы качества медицинской помощи, не может превышать 15 дней.

В исключительных случаях, срок проведения экспертизы качества медицинской помощи может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Росздравнадзора (территориального органа), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

9. При проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего эту экспертизу, медицинской организации и иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии, других заинтересованных в результатах экспертизы лиц.

10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы качества медицинской помощи, либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, эксперт сообщает об указанном обстоятельстве Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения).

11. Эксперты качества медицинской помощи при проведении экспертизы качества медицинской помощи обязаны:

1) самостоятельно провести полное исследование представленных материалов, дать обоснованное и объективное заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи;

2) ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

3) не разглашать сведения, которые стали известны в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

4) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи;

5) обеспечить сохранность представленных материалов.

12. Экспертом качества медицинской помощи, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется экспертное заключение по форме, предусмотренной приложением к настоящему Порядку.

Приложение
к Порядку осуществления экспертизы качества
медицинской помощи, за исключением медицинской
помощи, оказываемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации об обязательном медицинском страховании,
утвержденным приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «___»________ 2016 г. N ____

Экспертное заключение (протокол оценки качества медицинской помощи)

Дата проведения экспертизы качества медицинской помощи: «__»_______201_ г.

Место проведения ЭКМП___________________________________________

Наименование проверяющей организации______________________________

Основание проведения экспертизы качества медицинской помощи_____________

Аккредитованный эксперт качества медицинской помощи (в случае привлечения):______________________________________________________

Наименование медицинской организации______________________________

Юридический адрес медицинской организации_________________________

Адрес осуществление медицинской деятельности________________________

Наличие лицензии по виду деятельности (да/нет)_______________________

Медицинская карта (амбул./стац.) больного N__________________________

Диагноз клинический основной:____________________________________

Осложнения основного диагноза:______________________________________

Лечащий врач (Ф.И.О., специальность, должность):____________________

Соответствие специальности лечащего врача действующим квалификационным требованиям (да/нет):______________________________;

Соответствие специальности медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи пациенту, действующим квалификационным требованиям (данет):____________________________________________;

Соответствие стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи при оказании помощи пациенту(данет):___________________________________________ ;

Критерии качества медицинской помощи, оцениваемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях/ стационарных условиях/в условиях дневного стационара (нужное подчеркнуть):

а) ведение медицинской документации (далее — карта) в соответствии с утвержденной формой (да/нет):__________________________________ ;

— заполнение всех разделов, предусмотренных картой (да/нет):_________ ;

— наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (да/нет): _______________________;

б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи соответствуют установленным требованиям (да/нет):____________________;

— оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте(да/нет):____________________;

— проведение осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме не позднее 2 часов с момента обращения в регистратуру медицинской организации (да/нет):____________________________________________;

в) установление предварительного диагноза в установленные сроки (да/нет):_______________________________________________________;

г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза(да/нет): _______________________;

д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии) (да/нет): _______________________;

е) включение в план обследования диагностических процедур, лабораторных исследований, консультаций специалистов и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения) (да/нет): _______________;

ж) назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний(да/нет):____________________;

з) указание в плане лечения метода (объема) хирургического вмешательства при заболевании (состоянии) и наличии медицинских показаний, требующих хирургических методов лечения и (или) диагностики(да/нет):____________;

и) установление клинического диагноза в установленные сроки (да/нет):_______________________________________________________;

к) внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром) (да/нет):____;

— принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту (да/нет):______________________________________;

— принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в карту: (да/нет): _____________________________;

— оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром) (да/нет):_______________;

л) проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отделением в установленные сроки: (да/нет):___________________________;м) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания, изменения степени тяжести заболевания и результатов проводимого лечения:(да/нет): ________________________________________________;н) назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н: (да/нет):_______;о) осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другое профильное отделение внутри медицинской организации или при наличии медицинских показаний перевода пациента в другую медицинскую организацию (да/нет):____________________________________________;п) проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленномпорядке (да/нет):________________________________________________;р) лечение (результаты):- отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией(да/нет):________________________________________________;- отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения(да/нет): _______________________________;-отсутствие внутрибольничной инфекции(да/нет):_____________________;с) проведение при летальном исходе патолого-анатомического вскрытия в установленном порядке (да/нет):___________________________________;т) отсутствие расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов (да/нет):_______________________________________________;у) оформление по результатам лечения в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выписки из стационарной карты (да/нет):__________________________________________________;

Читать еще:  Упражнения для простаты для профилактики простатита

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАРУШЕНИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ИСХОД ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Представитель медицинской организации:_______________________

(должность) подпись, Ф.И.О., дата подписания

Эксперт качества медицинской помощи:________________

подпись, Ф.И.О., дата подписания

*(1) Часть 1 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142).

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249; 2014, N 26 (часть I), ст. 3366.

*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 N 1152 «Об аккредитации организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст. 6353).

Обзор документа

Разработан Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза проводится аттестованными экспертами, привлекаемыми Росздравнадзором (ее территориальным органом). Это делается в рамках проверок соблюдения органами власти, ГВБФ, медицинскими и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья, а также проверок применения медицинскими организациями порядков оказания и стандартов медицинской помощи.

Исключение — медицинская помощь, оказываемая в соответствии с законодательством об ОМС.

Срок проведения экспертизы по общему правилу не может превышать 15 дней.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи

Татарников М.А. Заведующий отделом стратегии управления здравоохранением и кафедрой управления здравоохранением и лекарственного менеджмента Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.м.н.

Экспертиза качества медицинской помощи (КМП) является важнейшей частью системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Экспертиза проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Как видно, экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля. [1]

Экспертиза КМП, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ОМС), осуществляется в порядке, установленном Минздравом России. На региональном уровне, как правило, разрабатываются и утверждаются собственные методики экспертной оценки КМП и ее показатели, учитывающие местную специфику.

Экспертиза КМП по ОМС проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 10.07.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Экспертизу проводят по поручению фондов ОМС и страховых медицинских организаций эксперты КМП [2] , включенные в территориальный реестр экспертов КМП.

Ведомственная экспертиза КМП проводится штатными и внештатными экспертами-специалистами органов управления здравоохранением и подведомственных медицинских организаций. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

На уровне лечебных учреждений экспертизу КМП проводят заведующие отделениями (первая ступень экспертизы), заместители главного врача по медицинской части, клинико-экспертной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), врачебная комиссия ЛПУ [3] (третья ступень экспертизы).

Экспертиза КМП, как правило, проводится по отдельным законченным случаям на основе изучения медицинской документации (медицинской карты стационарного больного, карты амбулаторного больного, карты вызова скорой медицинской помощи и др.). При необходимости проводится очная экспертиза.

Экспертизе в обязательном порядке подлежат:

— случаи летальных исходов;

— случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

— случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

— случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

— случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

— случаи расхождения диагнозов;

— случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов, их родственников и других заинтересованных сторон.

При необходимости данный список может быть расширен. Все прочие случаи оказания медицинской помощи подлежат рандомизированному выборочному контролю. Обычно в течение месяца заведующий стационарным лечебным отделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, заместители главного врача по медицинской части, клинико-экспертной работе, амбулаторно-поликлинической помощи осуществляют не менее 30-50 экспертиз в течение квартала. Объем работы врачебных комиссий в области экспертизы КМП определяется локальными нормативными актами.

Экспертиза проводится путем проверки соответствия ее стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике, ориентировочным срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах, учета индивидуальных особенностей данного случая. Эксперт оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точность постановки диагноза, адекватность выбора и проведение лечебных мероприятий; выявляет дефекты и устанавливает их причины; готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Экспертиза КМП подлежит обязательному документированию. На каждый случай экспертной оценки заполняется «Карта оценки КМП», являющаяся первичным учетным документом. На основе их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи по нозологическим формам, структурным подразделениям и в целом по ЛПУ.

Экспертиза КМП может проводиться:

— по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза КМП);

— по совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза КМП);

— по репрезентативной рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

Приказ Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» разделяет экспертизу КМП на целевую и плановую. При такой классификации тематическая экспертиза КМП может быть как плановой, так и внеплановой.

Внеплановая тематическая экспертиза проводится в случае выявления грубых и частых нарушений в ЛПУ, наличия жалоб пациентов и претензий других заинтересованных лиц.

Плановая экспертиза осуществляется в соответствии с заранее утвержденным на год планом. Плановой экспертизе, как правило, должно быть подвергнуто не менее 5% всех случаев оказания медицинской помощи за проверяемый период.

Контроль качества включает в себя не только оценку результата, но и процессов и структуры оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Хотя экспертиза КМП формально относится к заключительному этапу контроля, не следует забывать о предварительном и текущем контроле. При плановой экспертизе КМП целесообразно осуществлять контроль не только постфактум, но и в процессе оказания медицинских услуг.

Внутриучрежденческая экспертиза КМП

Внутриучрежденческая экспертиза КМП является частью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и проводится по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза), совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза) и рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

В соответствии со стандартами менеджмента качества для повышения качества и эффективности проведения экспертизы КМП в медицинской организации должна быть разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующая процедура [4] , определяющая:

— ответственного за процесс экспертизы;

— записи, подлежащие регистрации;

— основных поставщиков и потребителей процесса;

— комплекс стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов, используемых для оценки КМП;

— показатели оценки эффективности и результативности процесса.

В документированную процедуру целесообразно включить:

— порядок сбора, обработки и статистического анализа данных о состоянии КМП, включая использование современных информационных технологий;

Читать еще:  Что такое карцинома простаты

— формализованный язык описания дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий;

— классификации дефектов оказания медицинской помощи и случаев ненадлежащего КМП;

— алгоритмы экспертного анализа дефектов оказания медицинской помощи и их причинно-следственных связей;

— правила обоснования экспертных суждений о дефектах оказания медицинской помощи;

— методические приемы организации экспертного исследования КМП в совокупности случаев;

— методические приемы расчета количественных показателей КМП и построения обобщающих таблиц;

— методы статистического контроля качества процессов;

— правила составления экспертного заключения по результатам экспертизы КМП в отдельном случае и в совокупности случаев.

Экспертиза проводится на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), иных нормативных и методических документов, определяющих технологию лечебно-диагностического процесса, с учетом особенностей конкретного пациента и условий оказания медицинской помощи.

Для проведения экспертизы используют первичные медицинские документы, содержащие информацию о ходе выполнения лечебно-диагностических мероприятий (медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, карту вызова скорой медицинской помощи). Другие источники информации, включая журналы регистрации больных, справки, эпикризы, заключения носят вспомогательный характер.

Если медицинская помощь оказывалась пациенту на нескольких этапах (скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар), каждый ее этап оценивается отдельно на основе соответствующих медицинских документов. По результатам оценки каждого этапа составляется необходимое количество экспертных протоколов с описанием дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий, а также общее экспертное заключение.

Если медицинская помощь пациенту оказывалась по разным клиническим профилям, к проведению экспертизы могут привлекаться эксперты разных клинических специальностей, которые анализируют один и тот же медицинский документ с точки зрения своей специальности. По результатам оценки составляется соответствующее количество экспертных протоколов и общее экспертное заключение.

Организация экспертиз в медицинской организации регламентируется локальным «Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации» [5] (раздел II «Организация внутреннего контроля качества медицинской помощи»). На основе указанного раздела можно подготовить более детализированное «Положение о порядке организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации» или разработать подробную документированную процедуру по внутриучрежденческой экспертизе КМП. Выбор вида документа зависит от мощности, профиля и специфики деятельности медицинской организации.

Функции организатора экспертизы КМП выполняет служба КМП. При ее отсутствии обязанности организатора экспертизы КМП приказом главного врача возлагаются на заместителя главного врача по медицинской части или клинико-экспертной работе или иное должностное лицо, ответственное за КМП.

В функции организаторов экспертизы КМП в ЛПУ входит:

— организация экспертизы КМП по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза);

— планирование и организация тематических экспертиз КМП, включая формирование экспертной группы и подбор медицинской документации;

— оформление необходимых для организации экспертизы КМП документов, включая запросы, акты, договоры, задания;

— составление и контроль выполнения плана-графика работ по экспертизе КМП;

— статистическая обработка экспертных данных, составление обобщающих таблиц и расчет количественных показателей КМП;

— статистический анализ результатов экспертизы КМП с применением методов статистического контроля качества;

— участие в составлении аналитических отчетов, подготовка экспертного заключения по результатам экспертизы КМП;

— подготовка для руководителя медицинской организации проектов управленческих решений по улучшению КМП.

В функции эксперта КМП входит:

— проведение экспертного исследования КМП, выявление дефектов оказания медицинской помощи, их причинно-следственных связей и негативных последствий;

— составление экспертного протокола с формализованным описанием дефектов оказания медицинской помощи и их негативных последствий;

— оформление мотивированного экспертного заключения, включая выводы как ответы на поставленные вопросы в части КМП.

При проведении тематических экспертиз группой экспертов назначается ее руководитель, в функции которого входит:

— организационно-методическое обеспечение работы экспертной группы;

— координация работы членов экспертной группы, согласование экспертных мнений;

— участие в проведении экспертизы КМП;

— анализ экспертных данных, участие в подготовке аналитического отчета, экспертного заключения, проекта управленческого решения по результатам экспертизы КМП.

Инициаторами проведения целевой экспертизы могут быть:

— пациенты и их законные представители;

— вышестоящие органы управления здравоохранением;

— руководители медицинской организации;

— врачебная комиссия медицинской организации и ее подкомиссии (по исследованию летальных исходов, внутрибольничным инфекциям и др.);

— организации, уполномоченные осуществлять государственный, ведомственный и вневедомственный контроль КМП (Росздравнадзор, вышестоящие органы управления здравоохранением, фонды ОМС, СМО и др.);

— участники независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения;

Экспертиза в отдельных случаях оказания помощи назначается для оценки наличия или отсутствия:

— объективных причин и условий для неудовлетворенности пациента качеством оказания помощи в конкретном случае;

— нарушений выполнения технологии лечебно-диагностического процесса (нарушений требований стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и иных нормативно-правовых актов);

— причинно-следственной связи дефектов оказания медицинской помощи с неудовлетворительными результатами лечения пациента;

— причинно-следственной связи дефектов оказания медицинской помощи с неоптимальным использованием материальных и финансовых ресурсов здравоохранения.

Обязательными поводами для проведения целевой экспертизы являются:

— письменные обращения пациента или его законного представителя в связи с ненадлежащим КМП;

— запросы по обращению гражданина с жалобой на ненадлежащее КМП от органов управления здравоохранением, правоохранительных органов, ТФОМС, СМО, иных организаций, полномочных обеспечивать защиту законных интересов гражданина в получении медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема;

— летальные исходы заболевания в период стационарного или амбулаторного лечения;

— первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста в период стационарного или амбулаторного лечения;

— внутрибольничное инфицирование и развитие осложнений в период лечения;

— отклонение сроков лечения от установленных стандартами более чем на 50%;

— повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение 2 месяцев.

Порядок организации и этапы проведения целевой экспертизы в медицинской организации представлены в табл. 1.

Порядок организации и этапы проведения целевой экспертизы в медицинской организации

Альянс

  • Виды экспертиз:
    • Строительно-техническая
    • Медицинская
      • Экспертиза качества оказания медицинской помощи
      • Экспертиза тяжести вреда здоровью
      • Медицинская экспертиза после ДТП
      • Судебная медицинская экспертиза при врачебной ошибке
    • Психологическая
    • Психиатрическая
    • Землеустроительная
    • Пожарно-техническая
    • Переоценка кадастровой стоимости
    • Экологическая
    • Судебная
  • Виды оценки:
    • Оценка для нотариуса
    • Недвижимости
    • Ущерба после залива
    • Ущерба после пожара
    • Имущества
    • Бизнеса
    • Земли
    • Активов и имущества
    • Нематериальных активов
    • Оборудования, машин и мебели
    • Ценных бумаг
    • Транспортных средств
  • Геодезические услуги:
    • Помощь с приостановлениями и отказами в кадастровом учете
    • Подготовка межевых планов
    • Уточнение границ земельных участков
    • Подготовка акта обследования для исключения сведений из ЕГРН

    Экспертиза качества оказания медицинской помощи

    В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

    На основании приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.

    Экспертиза качества проводится:

    • при получении жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
    • летальных исходов;
    • внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
    • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней — при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи.

    По результатам проверки оформляется экспертное заключение, содержащее описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи, на основании которого составляется акт экспертизы качества медицинской помощи.

    После получения экспертного заключения и акта экспертизы качества медицинской помощи необходимо обратиться к судебно-медицинскому эксперту с целью выявления:

    • причинно-следственной связи между дефектом оказания медицинской помощи и неблагоприятным исходом;
    • соответствия лечения установленным стандартам оказания медпомощи;
    • последствия оказания несоответствующей стандартам медицинской помощи;
    • последствия оказания несвоевременной (неправильной) медицинской помощи либо неполного объема медицинской помощи;
    • возможности исключения неблагоприятного исхода.

    Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) привлекается в случаях оказания несоответствующих стандартам медицинских услуг, для оценки поступков медицинского персонала при выполнении ими должностных обязанностей.

    Экспертное исследование принадлежит к области судебно-медицинских экспертиз и привлекается для выявления нарушений, допущенных при оказании услуг медицинской помощи, оценивания своевременности её оказания, достижений запланированных результатов, правильности выбора методов, направленных на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию.

    Врачебная деятельность направлена на сохранение человеческой жизни и здоровья. Из-за непрофессиональных действий медиков, неоказания посильной помощи, нарушений этических норм и буквы закона возбуждается все большее количество уголовных дел. Современный уголовный кодекс предусматривает ответственность за ненадлежащее медицинское обслуживание, что привело к причинению ущерба здоровью либо смерти больного.

    Решения суда по делам, возбужденным из-за несвоевременно оказанных либо некачественных медицинских услуг, зависят от результатов, представленных судебно-медицинской экспертизой.

    Экспертиза качества предоставления услуг медицинской помощи может выполняться в государственных экспертных бюро, а также в негосударственных экспертных центрах, специализирующихся на подобных исследованиях. Решающую роль в проведении подобных исследований играют компетентность и опыт эксперта. Чтобы получить достоверные результаты экспертного заключения, выбирайте опытного эксперта с достойной профессиональной репутацией.

    Критерии неоказания медицинской помощи

    Непредоставление медицинской помощи — это бездействие медика по отношению к пострадавшему либо больному, полный отказ от предоставления профессиональной помощи.

    Оценивание качества услуг здравоохранения основано на сопоставлении установленных медицинских стандартов с фактически осуществленными врачом мероприятиями и достигнутым результатом. Для адекватной оценки имеет значение правильный выбор объективных, сопоставимых, универсальных и применимых критериев.

    Судебная экспертная практика руководствуется критериями, свидетельствующими о бездействии врачей, на основании которых возможно возбуждать дела по фактам отказа в профессиональной медпомощи.

    Такими критериями являются:

    1. медицинский работник обязан по закону оказать профессиональную помощь;
    2. медицинский работник обладает реальной возможностью оказать врачебную помощь;
    3. уклонение от предоставления помощи, пренебрежение возможности и обязанности оказать посильную медицинскую помощь.

    Исходя из выше указанного, медицинский работник при исполнении должностных обязанностей по законодательству обязан предоставлять необходимую больному медицинскую помощь.

    Часто отказ работников здравоохранения в оказании профессиональной помощи аргументируется отсутствием у больного документов, медицинского полиса страхования. Но если идет речь о спасении человеческой жизни, врач обязан предоставить помощь, не смотря на отсутствие у человека каких-либо бумаг. К таким случаям относятся инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), острые и хронические кровотечения, требующие срочного хирургического вмешательства.

    Также не может служить причиной отказа в медицинской помощи пребывание больного в условиях, несоответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Если врач имеет физический доступ к больному, то обязан оказать профессиональную помощь. Отказы лечить из-за несоблюдения больным элементарной личной гигиены, зловония в жилище, отсутствие определенного места жительства являются нарушением профессиональных обязанностей врача.

    Экспертиза качества медицинской помощи определяет все три критерия: обязанность, возможность медицинской помощи, факт невыполнения доктором профессиональных обязанностей. Экспертиза выполняется в досудебном порядке или по назначению суда в процессах по делам о неоказании качественных медицинских услуг.

    Предметом судебных рассмотрений довольно часто становятся факты неоказания в специализированных медучреждениях профессиональных услуг застрахованным лицам. Основанием уголовного дела выступает причинение ущерба здоровью человека либо смерть, наступившая в результате неоказания врачебной помощи.

    Отказ в профессиональной помощи нуждающемуся, при объективной возможности у врача помочь, нежелание выполнять профессиональные обязанности по личным мотивам и предпочтениям, расценивается в законодательстве как уголовно наказуемый проступок.

    Как определить качество и объем медицинской помощи

    Самое трудоемкое судебно-медицинское исследование — оценить качество оказанной медпомощи. Сложная процедура определения степени качества оказанной медпомощи исходит из множества факторов: от наличия соответствующего оснащения в медучреждении и до компетентности медперсонала.

    Если уровень медицинских услуг не отвечает современным требованиям, закономерно возникает вопрос о качестве оказанной помощи. Халатность работников здравоохранения, пренебрежение профессиональными обязанностями лежат в основе судебных дел. Экспертиза определяет профессиональность и своевременность оказания помощи пострадавшему, устанавливает объем медицинских услуг и соответствие таковых нормативным стандартам лечения.

    Установление качества врачебной помощи базируется на критериях:

    • исследование фактически исполненных действий врача;
    • сопоставление фактически выполненных действий врача с медицинскими стандартами в конкретной ситуации;
    • анализ индивидуальных характеристик больного, конкретных сложившихся обстоятельств для оказания медпомощи.

    Процедура исследования экспертом качества медицинских услуг предполагает выполнение трех этапов:

    1. устанавливается факт совершения врачебной ошибки;
    2. совершенные медицинские ошибки обосновываются с точки зрения медицинских стандартов;
    3. определяются причины допущенных врачебных ошибок и составляются рекомендации по предотвращению таковых в будущем, учитывая выявленные причины.

    Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи

    Судебно-медицинскую экспертизу для исследования случаев неоказания медицинских услуг либо оказание таковых в ненадлежащем качестве постановляют суды, органы дознания и следствия.

    На основании официального постановления эксперт определяет задачи и цели конкретного исследования. Формулируются вопросы для решения в процессе экспертного исследования.

    Следующий этап предусматривает ознакомление эксперта с материалами дела в полном объеме. Предоставляется вся медицинская документация и следственные данные. После тщательного изучения документации, производятся дополнительные исследования, а также оформляется экспертное заключение.

    Официальное заключение является главным аргументом в суде. Эксперт персонально ответственный за содержание выводов и данных в заключении. Документ содержит подробное описание всех без исключения выполненных специалистом в ходе исследования действий, перечень изученных документов, компетентные выводы. Суд может вызвать эксперта непосредственно на рассмотрение дела для дачи показаний и объяснения выполненных действий, а также аргументации экспертных выводов.

    Правовые основы для выполнения ЭКМП

    Уголовная ответственность за невыполнение должностными лицами прямых профессиональных обязанностей, что привело к смерти человека, неоказание работниками здравоохранения адекватной профессиональной помощи предусмотрена ч. 2 ст. 109 УК РФ.

    Также ответственность предусмотрена Кодексом (ч. 2 ст. 118) для должностных лиц за ненадлежащее исполнение непосредственных обязанностей, что привело к причинению вреда здоровью, независимо от меры тяжести. Касается также медицинских работников предоставивших медицинские услуги ненадлежащего качества либо объема.

    Вопросы, которые выносят на решение эксперту при определении качества медпомощи

    В процессе произведения экспертизы для исследования фактов неоказания медицинских услуг, установления качественных показателей и объема оказанной помощи, эксперт ищет доказательные ответы на вопросы, интересующие суд, следствие либо органы дознания.

    Наиболее часто на решение эксперту выносят вопросы:

    • была ли у врача (медицинского работника) реальная возможность в конкретных обстоятельствах оказать медицинскую помощь пострадавшему;
    • пребывал ли медработник на тот момент при выполнении непосредственных служебных обязанностей;
    • послужило ли неоказание медработником профессиональной помощи непосредственной причиной наступления смерти пострадавшего лица;
    • какой тяжести вред здоровью был нанесен пострадавшему по причине оказания несоответствующей стандартам качества медицинской помощи;
    • какой тяжести вред здоровью был нанесен пострадавшему по причине оказания помощи в неполных объемах;
    • каковы причины заявлены медработником для отказа в медпомощи пострадавшему;
    • был ли отказ медицинского работника в профессиональной помощи пострадавшему добровольным и безосновательным;
    • соответствовало ль проведенное лечение больного установленным стандартам (правилам, методикам) для оказания медпомощи в подобных ситуациях;
    • послужили ли некомпетентные действия медработника причиной указанных нарушений здоровья, других последствий;
    • является ли причиненный здоровью вред результатом оказания медпомощи ненадлежащего качества (неполного объема);
    • к каковым нежелательным последствиям для больного привело несвоевременное оказание профессиональных медицинских услуг;
    • какие расстройства здоровья возникли по причине несвоевременной (неправильной) медицинской помощи либо отказа в медицинском обслуживании.

    Преимущества нашего Центра

    Экспертиза качества медицинской помощи производится только экспертами, сведущими в этой отрасли знаний.

    Наши эксперты судебной медицины — врачи, сертифицированные по клинической специальности, обладающие высшей/первой квалификационной категорией. Все сотрудники в области медицинских исследований — кандидаты либо доктора медицинских наук, работают по специальности в области судебно-медицинских экспертиз более 10 лет.

    Сотрудники Центра судебной медицины числятся в списке экспертов медицинских учреждений, в полном объеме владеют специальными профильными знаниями, методическими приемами выполнения экспертных исследований качества оказанной медиками помощи.

    Официальные результаты заключения от специалистов Центра принимаются судами, госучреждениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector