0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Энергетическая характеристика физических упражнений

Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы,по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упр.

Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы,по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упр.

Упражнениемс точки зрения физиологии является сово­купность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий, направленных на достижение определен­ной цели.

Наиболее общая физиологическая классификация физиче­ских упражнений может быть проведена на основе выделения трех основных характеристик активности мышц:

1) объем активной мышечной массы;

2) тип мышечных сокращений (статический или динамиче­ский);

3) сила или мощность сокращений.

В зависимости от объема активной мышечной массы все

физические упражнения классифицируют на локальные, регио­нальные и глобальные.

К локальным относятся упражнения, в осуществлении ко­торых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения)

К региональнымотносятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами тулови­ща)

Глобальныминазываются упражнения, в осуществлении которых принимает активное участие более 12 всей мышечной массы тела (бег, гребля, езда на велосипеде и др.). Подавляющее большинство спортивных упражнений относится к глобальным. В соответствии с типом сокращенияосновных мышц, осуществляющих выполнение данного упражнения, все физические упражнения можно разделить соответственно на статические и динамические.

К статическим упражнениям относится, например, сохра­нение фиксированной позы при удержании стойки на кистях (у гимнастов), в момент выстрела (у стрелка).

Большинство физических упражнений относится к динами­ческим. Таковы все виды локомоций: ходьба, бег, плавание и др. При классификации физических упражнений по силе сокращенияведущих мышечных групп следует учитывать две зави­симости: сила — скорость и сила — длительность мышечного сокращения.По проявляемым силе, и мощности мышечных сокращений и связанной с ними предельной продолжительности работы все физические упражнения можно разделить на три группы: сило­вые, скоростно-силовые(мощностные) и на выносливость.

Силовыми можно считать упражнения с максимальным или почти максимальным напряжением основных мышц, которое они проявляют в статическом или динамическом режиме при малой скорости движения (с большим внешним сопротивле­нием, весом).

Предельная продолжительность упражнений с максималь­ным проявлением силы исчисляется несколькими секундами. Сила является основным двигательным качеством, определяю­щим успех выполнения силовых упражнений.

Скоростно-силовыми (мощностными) являются такие дина­мические упражнения, в которых ведущие мышцы одновремен­но проявляют относительно большие силу и скорость сокраще­ния, т.е. большую мощность. Максимальная мощность мышеч­ного сокращения достигается в условиях максимальной актива­ции мышцы при скорости укорочения около 30 % от максималь­ной для ненагруженной мышцы. Мощностьиграет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях.

Упражнениями на выносливость считаются такие упраж­нения, при выполнении которых ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их на протяжении длительного времени — от нескольких минут до многих часов (в обратной зависимости от силы или мощности мышечных сокращений). Выносливость — ведущее физическое качество для упражне­ний этой группы.

Энергетическая стоимость служит важнейшей характери-

стикой упражнения. Для определения энергетической стоимости физического упражнения используют два показателя: энергети­ческую мощность и валовый (общий) энергетический расход.

Энергетическая мощность— это количество энергии, рас­ходуемое в среднем за единицу времени при выполнении данного упражнения.

Валовый (общий) энергетический расход— это количе­ство энергии, расходуемой во время выполнения всего упражне­ния в целом. Валовый энергетический расход (общая энергети­ческая стоимость упражнения) может быть определен как про­изведение средней энергетической мощности на время выполне­ния упражнения.

По энергетической мощности физические упражнения под­разделяют на легкие (1,9 — 4,2 ккал/мин), умеренные (средние, 2,0 — 8,3 ккал/мин), тяжелые (3,6 — 12,5 ккал/мин) и очень тя­желые (более чем 5,0 — 12,5 ккал/мин).

Многие классификации физических упражнений наряду с энергетическими характеристиками (отнесенными к весу или поверхности тела) учитывают также ряд других физиологиче­ских показателей: скорость потребления 02, частоту сердечных сокращений (ЧСС), легочную вентиляцию (ЛВ), температуру тела, дыхательный коэффициент (ДК), содержание молочной кислоты в крови и др.

Физиологич характер разминки

Под разминкой понимается выполнение упражнений, кото­рое предшествует выступлению на соревновании или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптими­зации предстартового состояния, обеспечивает ускорение про­цессов врабатывания, повышает работоспособность.

Разминка повышает возбудимость сенсорных и мотор­ных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней се­креции, благодаря чему создаются условия для ускорения про­цессов оптимальной регуляции функций во время выполнения последующих упражнений.

Разминка усиливает деятельность всех звеньев кисло-родтранспортной системы (дыхания и кровообращения). Это приводит к усилению снабжения тканей кислородом и к умень­шению кислородного дефицита в период врабатывания, предот­вращает наступление состояния мертвой точки или ускоряет наступление второго дыхания.

Разминка усиливает кожный кровоток и снижает порог на­чала потоотделения, поэтому она оказывает положительное влияние на терморегуляцию, облегчая теплоотдачу и предот­вращая чрезмерное перегревание тела во время выполнения по­следующих упражнений.

Многие из положительных эффектов разминки связаны с повышением температуры тела, и особенно рабочих мышц. Поэтому разминку часто называют разогреванием. Оно спо­собствует снижению вязкости мышц, повышению скорости их сокращения (примерно на 20 % при повышении температуры тела на 2°С) и расслабления.

Важнейший результат активной разминки — регуляция и со­гласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата к условиях максимальной мышечной деятельности. В этой связи следует различать общую и специальную разминку. Цель общей разминки — способствовать повышению тем-пературы тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кисло-родтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.

Специальная разминка по своему характеру должна быть как можно ближе к предстоящей деятельности. В эту часть раз­минки следует включать сложные в координационном отноше­нии упражнения, обеспечивающие необходимую настройку ЦНС.

Оптимальный перерыв между разминкой и основной дея­тельностью должен составлять не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки.

Особенно заметно положительное влияние разминки перед скоростно-силовыми упражнениями относительно небольшой продолжительности. Разминка не оказывает сколько-нибудь достоверного положительного влияния на мышечную силу, но улучшает результаты в скоростно-силовых сложнокоординаци-онных упражнениях.

Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы,по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упр.

Упражнениемс точки зрения физиологии является сово­купность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий, направленных на достижение определен­ной цели.

Наиболее общая физиологическая классификация физиче­ских упражнений может быть проведена на основе выделения трех основных характеристик активности мышц:

1) объем активной мышечной массы;

2) тип мышечных сокращений (статический или динамиче­ский);

3) сила или мощность сокращений.

В зависимости от объема активной мышечной массы все

физические упражнения классифицируют на локальные, регио­нальные и глобальные.

К локальным относятся упражнения, в осуществлении ко­торых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения)

К региональнымотносятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами тулови­ща)

Глобальныминазываются упражнения, в осуществлении которых принимает активное участие более 12 всей мышечной массы тела (бег, гребля, езда на велосипеде и др.). Подавляющее большинство спортивных упражнений относится к глобальным. В соответствии с типом сокращенияосновных мышц, осуществляющих выполнение данного упражнения, все физические упражнения можно разделить соответственно на статические и динамические.

К статическим упражнениям относится, например, сохра­нение фиксированной позы при удержании стойки на кистях (у гимнастов), в момент выстрела (у стрелка).

Читать еще:  Укол в простату за и против

Большинство физических упражнений относится к динами­ческим. Таковы все виды локомоций: ходьба, бег, плавание и др. При классификации физических упражнений по силе сокращенияведущих мышечных групп следует учитывать две зави­симости: сила — скорость и сила — длительность мышечного сокращения.По проявляемым силе, и мощности мышечных сокращений и связанной с ними предельной продолжительности работы все физические упражнения можно разделить на три группы: сило­вые, скоростно-силовые(мощностные) и на выносливость.

Силовыми можно считать упражнения с максимальным или почти максимальным напряжением основных мышц, которое они проявляют в статическом или динамическом режиме при малой скорости движения (с большим внешним сопротивле­нием, весом).

Предельная продолжительность упражнений с максималь­ным проявлением силы исчисляется несколькими секундами. Сила является основным двигательным качеством, определяю­щим успех выполнения силовых упражнений.

Скоростно-силовыми (мощностными) являются такие дина­мические упражнения, в которых ведущие мышцы одновремен­но проявляют относительно большие силу и скорость сокраще­ния, т.е. большую мощность. Максимальная мощность мышеч­ного сокращения достигается в условиях максимальной актива­ции мышцы при скорости укорочения около 30 % от максималь­ной для ненагруженной мышцы. Мощностьиграет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях.

Упражнениями на выносливость считаются такие упраж­нения, при выполнении которых ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их на протяжении длительного времени — от нескольких минут до многих часов (в обратной зависимости от силы или мощности мышечных сокращений). Выносливость — ведущее физическое качество для упражне­ний этой группы.

Энергетическая стоимость служит важнейшей характери-

стикой упражнения. Для определения энергетической стоимости физического упражнения используют два показателя: энергети­ческую мощность и валовый (общий) энергетический расход.

Энергетическая мощность— это количество энергии, рас­ходуемое в среднем за единицу времени при выполнении данного упражнения.

Валовый (общий) энергетический расход— это количе­ство энергии, расходуемой во время выполнения всего упражне­ния в целом. Валовый энергетический расход (общая энергети­ческая стоимость упражнения) может быть определен как про­изведение средней энергетической мощности на время выполне­ния упражнения.

По энергетической мощности физические упражнения под­разделяют на легкие (1,9 — 4,2 ккал/мин), умеренные (средние, 2,0 — 8,3 ккал/мин), тяжелые (3,6 — 12,5 ккал/мин) и очень тя­желые (более чем 5,0 — 12,5 ккал/мин).

Многие классификации физических упражнений наряду с энергетическими характеристиками (отнесенными к весу или поверхности тела) учитывают также ряд других физиологиче­ских показателей: скорость потребления 02, частоту сердечных сокращений (ЧСС), легочную вентиляцию (ЛВ), температуру тела, дыхательный коэффициент (ДК), содержание молочной кислоты в крови и др.

Энергетическая характеристика физических упражнений

При рассмотрении содержания упражнений с педагогической точки зрения важным является тот факт, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определенных умений и навыков. Это значит, что для учителя главным аспектом в осмыслении сути упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации воспитательно -образовательных задач.

Их воздействие не ограничивается биологической сферой человека, оно распространяется на психику, сознание и поведение. Научное понимание сути упражнений несовместимо с односторонней оценкой их как биологического раздражителя или как средства воздействия на духовные начала.

От содержания упражнения зависит его форма, которая представляет его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутренняя структура упражнения характеризуется связью между собой различных процессов функционирования организма, их соотношением, взаимодействием и согласованием. Нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, соотношение различных энергетических (аэробных и анаэробных) процессов, например, при беге будут иными, чем при поднимании штанги. Внешняя структура упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма упражнения взаимосвязаны. Содержание является определяющим, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Для достижения успеха в упражнении необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе формирования силовых, скоростных или других способностей, от которых зависит результат. По мере изменения элементов содержания упражнения меняется и его форма (повышение мощности или скорости движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношении опорных и безопорных фаз, других признаках формы упражнения).

Форма влияет на содержание. Несовершенная форма упражнения препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, сковывает их. Совершенная форма способствует эффективному использованию способностей (при одной и той же скорости передвижения на лыжах обучаемый, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10—20% меньше, чем тот, у кого она несовершенна). Самостоятельное значение формы упражнений выражается в том, что разные по содержанию упражнения могут иметь сходную форму (ходьба или бег на различные дистанции). Различные по форме упражнения могут иметь общие черты содержания (бег, гребля, плавание с одной и той же физиологической интенсивностью).

Содержание и форма упражнения неотделимы друг от друга, между ними возможны определенные несоответствия и противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с изменением формы движений. Понимание отмеченных соотношений формы и содержания упражнений — условие целесообразного использования их в практике физической культуры и спорта.

Классификация физических упражнений

Классифицировать физические упражнения означает логически представить их как упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. Значение классификации определяется тем, какой именно признак положен в ее основу, насколько он важен в научном и практическом отношении. Если в

основе классификации упражнений лежит признак, существенный для физического обучения, классификация помогает правильно ориентироваться в огромном многообразии упражнений, рационально выбирать и целесообразно использовать их.

Известно много различных классификаций физических упражнений, которые строились, например, по формальному признаку: упражнения со снарядами, упражнения на снарядах, упражнения без снарядов, как определялось в немецкой или сокольской гимнастической школе. Классификации строились по частным признакам, узкой постановкой задач физического обучения, например по анатомическому признаку в шведской гимнастике с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или по утилитарному признаку, как классификация Эбера во Франции.

Юдиной научно разработанной классификации упражнений пока не создано. Проблема заключается в том, что систематизировать упражнения исходя из объективных возможностей, предоставляемых ими для реализации задач всестороннего физического воспитания и образования, и сгруппировать их так, чтобы можно было выбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности, довольно сложно. Это актуально, так как постоянно возникают новые виды упражнений, в том числе и экстремального характера.

Физические упражнения принято группировать по принадлежности к исторически сложившимся условиям в гимнастике, спортивных играх. Внутри групп существуют деления, например в гимнастике — спортивная, аэробика, шейпинг, художественная гимнастика, эстетическая гимнастика. Такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает глубокого взаимопроникновения и изменения сложившихся ранее средств и методов физической культуры.

Распространенной является классификация упражнений по требованиям, которые предъявляются к физическим качествам человека, по некоторым дополнительным признакам. Так, скоростно-силовые виды упражнения характеризуются максимальной интенсивностью, мощностью и усилиями — спринтерский бег, метания, прыжки и поднимание штанги.

Упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях, представляют циклическую группу — бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции.

К группе упражнений с проявлением координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений относятся гимнастика и акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание.

К группе упражнений с комплексным проявлением физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий относятся борьба, бокс, фехтование, спортивные игры.

Читать еще:  Страпон для стимуляции простаты

В ряде специальных дисциплин пользуются частными классификациями физических упражнений. В биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение тела в пространстве), вращательные, перемещающие (связанные с перемещением внешних физических тел). В физиологии — на упражнения, выполняемые в различных зонах физиологической интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной).

Распространена классификация упражнений по особенностям структуры движений, когда выделяют группы циклических, ациклических и комбинированных упражнений. Большое методическое значение имеет группировка упражнений по их конкретному назначению в процессе освоения целевых двигательных действий, с выделением подготовительных и основных упражнений, общеподготовительных и специально-подготовительных.

Классификации, составленные на основе различных признаков, в определенной мере имеют научное и практическое значение. Они дополняют друг друга, в совокупности помогают ориентироваться в многообразии явлений, их свойств и отношений.

В каждой классификации предполагается, что упражнение обладает постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия, который зависит от того, кто именно это упражнение выполняет, как оно выполняется, под чьим руководством и в какой обстановке проводятся занятия. Чтобы правильно судить о возможном эффекте упражнения,недостаточно представлять лишь его место в классификации — надо рассматривать каждое упражнение в единстве с методикой и другими условиями его применения.

Понятие о технике физических упражнений и двигательных

В процессе совершенствования физических качеств изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. В каждом произвольном двигательном акте есть задача, осознаваемая как желательный результат действия, способ, каким она решается. Двигательная задача может быть решена несколькими способами. Например, рывок штанги можно выполнить приемом в сед или с помощью движения «ножницы».

Для спортсмена эти задачи могут быть менее или более эффективными. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если рассматривать не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие в том, что термин «техника» относится к эффективным формам упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений. Степень эффективности техники упражнений в каждый момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь эффективной как у отдельного обучаемого (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения упражнениям и формирования физических качеств).

Прогресс техники упражнений обусловлен совершенствованием спортивного инвентаря, одежды, оборудования, что постоянно приводит к появлению эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся во всех видах спорта за последние годы.

Различают основу техники движений, ее главное звено и детали.

Основа техники движений как совокупность звеньев и структуры движений необходима для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных у

Физиологическая характеристика физических упражнений

2.1 Физиологическая характеристика физических упражнений

При ходьбе, легкоатлетическом беге, скоростном беге на как, лыжных гонках, велогонках, гребле и плавании движения имеют циклический характер.

Особенности физиологических сдвигов при тренировке в каждом из этих видов спорта зависят от длины дистанции. Чем она больше, тем относительно меньше мощность работы. Циклическая работа по мощности и продолжительности делится на 4 зоны. Однако это деление является условным. В действительности циклическая, работа во всех видах спорта выполняется с некоторы­ми колебаниями мощности. На одной и тон же дистанции она мо­жет меняться в зависимости от тактических задач, степени трени­рованности спортсмена и других факторов. Особенно резко изменя­ется мощность работы при кроссах [8, с. 32].

Циклическая работа разной мощности предъявляет различные требования к организму и сопровождается разными морфофункциональными изменениям»; в его системах. Например, тренировка к работе умеренной мощности способствует развитию общей выносливости и повышению аэробной производительности. Тренировка же к спринту, развивая главным образом быстроту и силу, увеличи­вает анаэробные возможности организма [9, с. 382].

Одни и те же циклические виды физических упражнений оказы­вают разное влияние на организм человека в зависимости от его возраста и уровня физической подготовленности. Кроме того, воз­действие на организм тех или иных видов спорта зависит от усло­вий, и которых проводятся тренировки и соревнования. Например, лыжные гонки, скоростной бег на коньках и особенно плавание дают больший закаливающий эффект, чем другие циклические уп­ражнения.

Бег – естественная локомоция, в которой фаза одиночной опоры чередуется с фазой полета [4, с. 404].

По технике движений наиболее сложен бег на короткие дистанции. Особенно трудным является разучивание старта и стартового разгона. При совершенной технике спринтерского бега энерготраты спортсмена значительно меньше, чем при нерациональной технике. Особенно сложна координация движений при барьерном беге [4, с. 405].

Короткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции легкоатлетического бега – типичные примеры циклической работы максимальной, субмаксимальной, большой в умеренной мощности. Особенности работы максимальной мощности наиболее ярко проявляются на дистанции 100 м, субмаксимальной – на дистанциях 800-1500 м, большой – на дистанции 5000 м и умеренной – на марафонской дистанции. Остальные дистанции являются как бы промежуточными. В зависимости от скорости бега они могут быть отнесены либо к одной, либо к другой зоне мощности. Например, бег на 10000 м при результате равном 28-29 мин. близок к работе большой мощности. Если же на преодоление этой дистанции затрачивается более 30 мин., то по физиологическим сдвигам такой бег следует отнести к работе умеренной мощности. В действительности бег на всех дистанциях выполняется с переменной скоростью, а, следовательно, и с изменяющейся мощностью, в некоторых случаях с переходом из од­ной зоны в другую.

Центральная нервная система. В процессе трениров­ки у бегуна формируются и за­крепляются относительно однооб­разные динамические стереотипы нервных процессов, которые ле­жат в основе техники бега. При беге по гладкой дорожке структу­ра движений изменяется лишь при ускорениях, беге по виражу и финишном броске [8, с. 40].

Анализаторы. Сравни­тельно однообразная двигатель­ная деятельность бегуна не предъявляет каких-либо особых требо­ваний к функциям анализаторов. Однако в условиях соревнований роль их повышается. В этих условиях бегуну необходимо быстро и точно воспринимать действия соперников и всю обстановку спор­тивной борьбы и тонко регулировать мышечные усилия. Значение зрительной и проприоцептивной рецепции увеличивается также при беге по пересеченной местности и особенно при беге с барьерами [8, с. 40].

Двигательный аппарат. При беге на разные дистанции предъявляются различные требования к мышцам. Эффективность скоростного бега зависит главным образом от морфофункционального состояния опорно-двигательного аппарата. Мышцы спринтера должны обладать значительной силой, обеспечивающей мощности отталкивания от грунта, а также способностью очень быстро сокращаться (что определяет «взрывные» качества мышцы) и быстро расслабляться (что позволяет более эффективно использовать скоростно-силовые качества и достигать наибольшей скорости бега [8, с. 41].

У спортсменов высокого класса сила мышц, их «взрывные» качества и особенно способность к быстрому расслаблению мышц более выражены, чем у менее квалифицированных. Спортсмены, отличающиеся хорошими «взрывными» качествами и относительно низкой скоростью расслабления мышц, как правило, опережают своих соперников на первой половине дистанции, но затем теряют достигнутое преимущество. У них быстрее развивается утомление и менее интенсивно происходит восстановление. Скорость сокращения и расслабления мышц определяет темп движений спринтера.

Оптимальная частота и длина шагов различны у разных бегунов. Частота шагов на дистанции – один из важнейших факторов, от которых зависит скорость. Наибольшей частоты движений, как пра­вило, достигают более квалифицированные бегуны [8, с. 43].

Читать еще:  Что такое простата у мужчин

Мышцы спринтера должны быть адаптированы главным образом к работе в анаэробных условиях. При этом интенсивность вос­становления АТФ играет решающую роль для поддержания ско­рости на протяжении всей дистанции.

При беге на средние дистанции требования к мышцам несколько иные, чем у спринтеров. Однако и на этих дистанциях и на бо­лее длинных умение быстро расслаблять мышцы является одним из важных качеств, обеспечивающих высокую работоспособность. При беге на средние дистанции мышцы работают в таком режиме, когда анаэробные процессы в организме сочетаются с аэробными. При этом чем длиннее дистанции, тем большую роль приобретают аэробные процессы. У бегунов на длинные и сверхдлинные дистан­ции эти процессы являются главными.

Дыхание и расход энергии. При беге на 100 м дыха­ние неглубокое и учащенное. Бегун производит 14-19 дыхательных циклов при средней глубине вдоха 420 мл. Легоч­ная вентиляция у квалифицированных бегунов достигает при этом в среднем 8 л. Кислородный запрос при беге на 100 м составляет в зависимости от скорости бега от 6 до 13 л [8, с. 43]. Кислородный доле при этом превышает 90% запроса. Такое соотношение величин кисло­родного запроса и кислородного долга указывает на то, что сприн­теру необходимо развивать главным образом анаэробные возмож­ности. Однако в последнее время экспериментально доказано боль­шое значение и аэробных процессов при скоростном беге. Без нали­чия высоких аэробных возможностей удлиняется время восстанов­ления и снижается способность к образованию кислородного долга. Кроме того, специфика тренировки спринтера (многократно повторяемая скоростная работа) требует высоких аэ­робных возможностей организма.

При беге па средние дистанции частота и глубина дыхания резко увеличиваются, в связи, с чем легочная вентиляция может достигать 150 л/мин и более. Потребление кислорода при этом повыша­йся до 4-5 л/мин. В конце бега на 1500 м оно может достигать максимальной для данного спортсмена величины. Суммарный кислородный запрос при беге на средние дистанции достигает 30 л и более. Кислородный долг, выраженный в процентах к запросу, тем больше, чем относительно короче дистанция. Кислородный же долг, выраженный в литрах, наоборот, больше на более длинных. Например, при беге на 800 и 1500 м он достигает мака возможных величин, т.е. 15-20 и даже более литров [5, с. 185].

У бегунов на средние дистанции должны быть хорошо как анаэробные, так и аэробные возможности.

По данным МПК у квалифицированных бегунов на средние дистанции составляет в среднем 76 мл/мин/кг, по данным В.Л. Карпмана [8, с. 29].

При беге на длинные дистанции частота дыхания и вентиляция доходят почти до таких же величин, как при беге насредние дистанции. Потребление кислорода почти достигает предельного для данного спортсмена уровня и должно удерживаться на нем относительно длительное время.

Несмотря на это, кислородный запас полностью не удовлетворяется, и возникает при беге на длинные дистанции, устойчивое состояние является кажущимся. В результате при такой работе образуется значительный кислородный долг. Его величина зависит от тактикибега. Если спортсмен бежит с ускорениями и резко финиширует, то кислородный долг достигает 12 и более литров.

Суммарный кисло­родный запрос при беге на 5000м составляет около 80- 90 л, при бе­ге 10000 м – около 100-130 л. Восстановление АТФ при этой ра­боте происходит главным образом аэробным путем. Поэтому для бегунов на длинные дистанции характерна большая величина МПК. При беге на сверхдлинные дистанции дыхательные функции так­же значительно повышаются [8, с. 44].

Однако потребление кислорода не достигает столь высоких величин, как при работе большой мощно­сти. Кислородный запрос почти полностью удовлетворяется, в связи, с чем характерное для этой работы устойчивое состояние явля­ется истинным.

Кислородный долг образуется лишь при врабатывании и ускорениях. Обычно он составляет 4-5 л. В целом же работа обеспечивается аэробными реакциями [11, с. 208].

По величине МПК бегуны на сверхдлинные дистанции занимают одно из первых мест по сравнению с другими спортсменами.

Чем длиннее дистанция, которую пробегает спортсмен, тем отно­сительно больше он расходует энергии. При беге на 100 м суммар­ный расход энергии составляет в среднем около 40-50 ккал, при беге на 800 м – около 150 ккал, при беге на 5000 м – около 450 ккал, при марафонском беге – около 2500 ккал [8, с. 44].

Кровообращение. В состоянии покоя у бегунов часто наблюдается брадикардия. При этом чем длиннее дистанция, к которой готовится спортсмен, тем реже у него в покое сердечный ритм. На­пример, у бегунов-стайеров частота сердцебиений в покое равна в среднем 48 ударам в 1 мин., у бегунов на средние дистанции – 56, у спринтеров – 60. Сердечный ритм реже 50 ударов в 1 мин среди стайеров наблюдался в 30% случаев, среди бегунов на средние ди­станции – в 18%, среди спринтеров – лишь в 10%. Брадикардия у бегунов часто сочетается с синусовой аритмией [8, с. 44].

Непосредственно при беге сердечный ритм учащается в средне до 170-190 ударов в 1 мин. Лишь при ускорениях на дистанции и при финишировании он может достигать 200-220 ударов в 1 мин. Восстановление сердечного ритма после окончания бега зависит от его длительности и интенсивности, а также от степени тренированности спортсмена. Обычно после бега на короткие дистанции оно происходит через 20-30 мин, после бега на средние и длинные дистанции – через несколько часов.

Размеры сердца, особенно у бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции, как правило, увеличены.

Систолический и минутный объемы крови увеличиваются больше всего при беге на средние и длинные дистанции, достигая иногда 180-200 мл и 35-40 л/мин. Артериальное систолическое давление повышается до 180-220 мл рт. ст. Диастолическое давление при беге на длинные и сверхдлинные дистанции нередко понижается.

Кровь. Количество эритроцитов и гемоглобина в крови после бега оказывается увеличенным. Значительно возрастает и количест­во лейкоцитов, особенно после бега на сверхдлинные дистанции. Лейкоцитарная формула при этом изменяется. После длинных и сверхдлинных дистанций увеличивается число нейтрофилов, осо­бенно палочкоядерных [14, с. 26].

При беге на средние и длинные дистанции в крови резко повы­шается концентрация молочной кислоты (до 200-250 мг % и более). Это ведет к значительному снижению рН.

При беге на короткие и сверхдлинные дистанции содержание молочной кислоты в крови почти не изменяется. При сверхдлинных дистанциях может снижаться концентрация глюкозы в крови, что способствует развитию утомления.

Выделительные функции. После бега на длинные и сверхдлинные дистанции диурез в связи с усиленным потоотделе­нием уменьшается. Удельный вес мочи при этом оказывается уве­личенным. Концентрация молочной кислоты в моче после бега на средние дистанции может быть увеличена до 450 мг %, после длин­ных дистанций она меньше – 40-50 мг % [8, с. 45].

После бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции мо­жет появляться белок в моче, и даже эритроциты, особенно у нетре­нированных спортсменов.

Все тела. После бега он уменьшается. Наибольшие потери его происходят при беге на сверхдлинные дистанции (до 4-5 кг) [8, с. 44].

Температура тела. Бег, особенно длительный, сопровож­дается усиленным теплообразованием. В жаркую погоду и при вы­сокой влажности воздуха теплоотдача не обеспечивает полного ос­вобождения организма от излишков тепла. В этих случаях температура тела может повышаться до 39-40°, в результате чего наступает перегревание организма и нарушение многих его функций.

Вывод, к физиологическим характеристикам можно отнести: центральную нервную систему, анализаторы, двигательный аппарат, мышцы, дыхание и расход энергии, кровообращение, выделительные функции, все тела, температура тела.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector