1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее описание исследования

Описание процесса исследования

Это основная часть исследовательской работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис­следования – определенную последовательность действий, способ органи­зации исследования.

Поскольку работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление от самой талантливой и оригинальной, работы.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные вари­анты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подроб­ным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую ла­бораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия.

Способы изложения исследовательского материала весьма разно­образны. Это может быть изложение в виде развернутого доказа­тельства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и ин­дуктивным – направленным от эмпирических случаев, эксперимен­тальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной времен­ной последовательности.

Конечно, не существует стандарта композиции научно-исследовательского труда. Каждый автор сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к композиционной структуре подобного произведе­ния. Исследовательская работа непременно должна содержать следующие эле­менты:

Главы основной части.

Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию научной работы, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение – наиболее от­ветственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Во введении автор кратко определяет объект исследования, формулирует актуальность проблемы, ее состояние в настоящее время, существующие трудности в разрешении проблемы, излагает суть поставленной научной задачи или новых разработок, цель собственного исследования, направления и методы решения, содержание работы по главам. Оно представляет собой краткую аннотацию и содержит освещение степени разработанности данной проблемы, изложение того нового, что вносится автором в предмет исследования, основных положений, которые автор выносит на защиту. Здесь приводятся не многочисленные конкретные результаты, а новые идеи и взгляды, способы их реализации. Таким образом, во введении дается обоснование актуальности темы проводимого исследования, изложение целевой установки, определяются задачи, дается общее представление о работе.

К структуре введения предъявляются особые требования. Оно непременно должно включать следующие пункты:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Степень разработанности проблемы. В этом разделе составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к вы­воду, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). При написании курсовой работы возможно ограничиться перечислением существующих концептуальных подходов к решению подобных проблем и ученых, которые данные подходы разрабатывали.

3. Цель и задачи исследования.

4. Объект и предмет исследования.

5. Теоретико-методологическая основа исследования. Здесь содержатся указания на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, яв­ляясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

6. Информационно-эмпирическая база. Дается краткая характеристика основных источников получения информации (офи­циальных, научных, литературных, библиографических).

7. Структура работы. Кратко описывается содержание глав, указывается наличие графиков, диаграмм, таблиц и т.п.

Следует отметить, что введение следует внимательно и аккуратно переписывать неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как введение читается первым из всех разделов диссертации всеми заинтересованными лицами, и по нему составляется первое, трудноизменяемое представление о работе и авторе.

Основная часть исследовательской работы должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План научного исследования – это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы научного исследования – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу всей работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части, помещают в приложе­нии. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики и т.п.

6. Обсуждение результатов исследования.Оно проводится на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти научной работы и коллективный отзыв.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Заключительная часть научного исследования (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты всего труда. Заключение – это не просто суммирование достиг­нутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий отдельные результаты по теме и совокупный итог всей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Читать еще:  Неумывакин лечение простатита

Следует различать выводы, изложенные в заключении, от выводов и рекомендаций, сделанных к каждой главе исследования. В последнем случае выводы должны быть научными. Если первые, в большей степени, обобщают результаты работы в целом, то последние должны быть более конкретными, носить рекомендательный характер без декларативности, с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных этапов исследования.

Научные выводы могут начинаться словами:

Анализ показал, что.

Выявлен эффект, состоящий в том, что…

Сравнение результатов позволяет сказать, что. т.п.

Одним словом, исследователь должен в научных выводах сделать научное обобщение своей работы, показать нетривиальность собственных изысканий и представить на суд научной общественности новое научное знание, полученное в ходе исследования. Напротив, проблематично назвать выводы научными, если в них лишь констатируются факты выполнения каких-то работ или говорится о результатах, в которых не раскрывается новое знание по предмету исследования.

Общее описание исследования

С.В. Филинов, А.Н. Волошенюк

Применение L-лизина эсцината при сочетанной

травме на догоспитальном этапе

Минск Бел. МАПО

2015

УДК 616. 2 – 008.4 – 083.88 (075.9)

ББК 51. 1 (2) 2 я 73 М 54

Белорусская медицинская академия последипломного образования (ректор – профессор М.А. Герасименко)

Автор:

Филинов С.В., ассистент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф Бел. МАПО.

Соавтор: Волошенюк А.Н., доцент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф Бел. МАПО, к.м.н.

Рецензенты: ученый секретарь медицинского отдела Академии Наук Республики Беларусь, профессор, д.м.н. Сердюченко Н.С.; заместитель главного врача по хирургии учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Минска, к.м.н. Шиманский И.Е.

Применение L-лизина эсцината при сочетанной травме на догоспитальном этапе: учеб.-метод. пособие / С.В. Филинов, А.Н. Волошенюк – Минск: Бел. МАПО, 2015.- 18 с.

ISBN

В учебно-методическом пособии изложены возможности улучшения оказания помощи пострадавшим при сочетанной травме путем применения L-лизина эсцината на догоспитальном этапе.

Учебно-методическое пособие предназначено для курса повышения квалификации врачей скорой помощи, руководителей центров экстренной медицинской помощи, главных врачей лечебно профилактических учреждений и их заместителей.

УДК

ББК

ISBN © Филинов С.В., 2015

© Оформление Бел. МАПО, 2015

ПРИМЕНЕНИЕ L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТА ПРИ СОЧЕТАННОЙ ТРАВМЕ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Введение ……….……………………………………………………4
Терминология………….…………………………………………..6
Понятие сочетанной травмы……………….………………………6
L-лизина эсцинат……………………..……………………………7
Фармакологические эффекты………………………………………7
Задачи исследования………………………………………………..8
Общее описание исследования …………………………………….8
Результаты …………………………………………………………..9
Доктрина Монро-Келли…………………………………………….11
Заключение………………………………………………………….13
Приложение……………………………………………………….15
Список сокращений………………………………………………..17
Литература ………..……………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Пострадавшие с сочетанной травмой наиболее сложный и тяжелый контингент пациентов в практике здравоохранения. У этой категории больных самая высокая смертность и инвалидность, 70 % которых составляет трудоспособное молодое население, получившее травмы в дорожно-транспортных происшествиях и при падении с высоты [1].

Высокая актуальность проблемы предопределила огромное количество посвященных ей разноплановых научных исследований и разработок во всем мире. Однако, проблема далека от своего решения, о чем, в частности, убедительно свидетельствуют статистические данные о неудовлетворительных, в целом, результатах лечения [2, 3].

В настоящее время стратегия интенсивной терапии у пострадавших с сочетанной травмой постепенно приобретает всеобъемлющий универсальный характер. Общность патогенеза альтернативных процессов, приводящих к полиорганной дисфункции, а затем и несостоятельности, требует новых, научно обоснованных подходов к решению данной проблемы. Изначальная тенденция, предусматривающая использование лекарственных препаратов у пострадавших с политравмой в зависимости от количества поврежденных анатомических образований с выделением доминирующего поражения и органотропности, значительно увеличивала «себестоимость» сочетанной травмы и всегда приводила к полипрогмазии. В свою очередь, как показала практика, одновременной и не всегда оправданное назначение всего арсенала лекарственных средств существенным образом не влияет на течение и прогноз политравмы.

Как показывает опыт многих стран, материальные затраты, продолжительность и результаты лечения, дальнейшее состояние здоровья и работоспособность, а часто и жизнь человека зависят в первую очередь от своевременного оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе [4, 8].

В настоящее время действия врачей скорой помощи вышли далеко за пределы функции транспортировки и скорейшей доставки пострадавших в стационар. Скорая медицинская помощь стала истинным этапом оказания квалифицированной помощи. Поэтому, чем раньше начато лечение пострадавших с сочетанными повреждениями, тем больше шансов рассчитывать на его эффект. То есть при тяжелой механической травме определяющими являются временной фактор и качество оказания медицинской помощи [5].

В клинической практике одним из ведущих патологических синдромов является отечный синдром. В подавляющем большинстве случаев он не только является симптомом, но и значительно отягощает течение того или иного патологического процесса [6]. Он (отечный синдром) приводит к так называемому синдрому невосстановленного кровотока и, как следствие, отягощает течение заболевания или повреждения. С другой стороны, длительный период невосстановленного кровотока способствует возникновению тяжелого перфузионного повреждения органов и тканей, и очень часто является причиной усугубления или рецидива патологического процесса [7].

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Наиболее дискутабельным и актуальным вопросом современной травматологии и хирургии повреждений являются вопросы терминологии и классификации травм. В связи с изменением структуры современного травматизма в сторону возрастания удельного веса множественных и сочетанных травм в литературе прочно занял свое место термин «политравма». Несмотря на то, что существуют споры относительности трактовки этого термина, сформировалось мнение, что это жизнеугрожающее состояние, которое требует самых активных действий по его преодолению.

В отечественной литературе в результате проведенной дискуссии сформировалось понятие «сочетанная травма», по трактовке, являющейся синонимом «политравма». В основе этих понятий четко выявляется реализация основных принципов:

— учет локализации повреждений (внутренние органы полостей и ОДА),

— градация тяжести повреждений (количество поврежденных полостей или сегментов, состояние жизненно-важных функций организма).

Из этого вытекает, что политравма — это совокупность двух и более повреждений, одно из которых либо их сочетание несет непосредственную угрозу для жизни, обязательно требующих проведение реанимационных мероприятий, а также подлежащих лечению в специализированных многопрофильных центрах. Безусловно, это определение не может служить диагнозом, оно требует дальнейшей детализации в каждой конкретной ситуации, но является сигналом для всех медиков, столкнувшимся с подобным повреждением. Сложность лечения больных с такими травмами определяется не только непосредственными механическими повреждениями, но, в большей мере, тем комплексом расстройств функций организма, который развивается в ответ на эти повреждения.

Таким образом, понятие сочетанной травмы будет включать в себяповреждение одним или более механическим травмирующим агентом в пределах двух и более анатомических областей тела, одно из которых является опасным для жизни.

L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ

Защита и восстановление поврежденного эндотелия, нормализация венозного оттока, микроциркуляции и сосудисто-тканевой фильтрации – главные цели терапии. L-лизина эсцинат – оригинальный эндотелиопротектор, единственный в Беларуси препарат из класса инъекционных «капилляростабилизирующих средств, восстанавливает целостность мембраны эндотелиальной клетки, нормализует размер пор между эндотелиоцитами, позволяет не только обеспечить барьерную функцию эндотелия, но и сохранить активный транспорт через мембрану, что играет важную роль в поддержании гомеостаза.

Читать еще:  Лечение конгестивного простатита

Кроме того, влияя на боль и механизмы ее развития, а также разрывая порочный патологический круг патогенеза L-лизина эсцинат эффективно купирует и мышечно-тонический синдром (степень выраженности последнего напрямую зависит от интенсивности боли).

Основные фармакологические эффекты данного препарата следующие:

ü стабилизирует проницаемость стенки микрокапилляров (снижает ее патологическую проницаемость за счет улучшения её упруго-эластических свойств и венотонизирующего действия);

ü восстанавливает капиллярно-тканевую фильтрацию;

ü снижает агрегационные свойства тромбоцитов;

ü умеренно снижает уровень глюкозы крови, особенно в условиях стрессовой гипергликемии;

ü модулирующее действие на Т-клеточное звено иммунной системы;

ü анальгезирующее действие – за счет уменьшения отечности тканей (снижает механическое раздражение болевых рецепторов и, соответственно, выраженность болевой реакции, эффективно купирует мышечно-тонический синдром);

ü противовоспалительное действие за счет нейтрализации высвобождения арахидоновой кислоты в результате запуска воспалительного каскада (угнетает начальную экссудативную стадию воспаления).

Как известно, катализатором в развитии полиорганной дисфункции у пострадавших с политравмой является общая неспецифическая воспалительная реакция. Мобилизация иммунокомпетентных клеток с выбросом в кровь медиаторов воспаления и цитокинов, активация эндотелиоцитов и комплемента приводит к повреждению капиллярной мембраны и повышению ее проницаемости.

Таким образом, фармакологическая многогранность L-лизина эсцината позволяет его использовать в остром периоде сочетанной травмы и потенцировать действие других лекарственных препаратов. В наших клинических исследованиях применение L-лизина эсцината оказалось оправданным у пострадавших с повреждением опорно-двигательного аппарата и/или черепно-мозговой травмы. Поэтому, целью исследования явилась оценка раннего введения L-лизина эсцината (догоспитальный этап) на течение политравмы доминирующими повреждениями при которой являлась черепно-мозговая травма и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Задачи исследования

Изучить влияние раннего введения препарата L-лизина эсцината на течение острого повреждения мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой.

— Изучить переносимость и возможные нежелательные реакции при раннем назначении препарата.

— Сравнить результаты применения препарата, полученные в опытной и контрольной группах и оценить достоверность различий.

— Разработать рекомендации для врачей догоспитального этапа по применению L-лизина эсцината при указанных патологиях.

Общее описание исследования

Критерии включения:

пациентыс черепно-мозговой травмой, политравмой

мужчины и женщины в возрасте от 20 до 70 лет

Критерии исключения:

пациенты с тяжелым поражением мозга и количеством баллов по шкале ком Глазго меньше 4

наличие двустороннего фиксированного мидриаза

наличие сопутствующих некомпенсированных заболеваний или острых состояний, способных существенно повлиять на результаты исследования

2.7. Общее описание исследования

В выпускной квалификационной работе должны быть обязательные составляющие (являющиеся фрагментами текста), которые дают возможность читателю составить более точное представление о сути работы. Поскольку они общие для выпускных квалификационных работ разных ступеней высшего профессионального образования, то ниже дано их описание без разделения работ по видам.

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации на естественном языке; 4) формулирование проблемы в научных терминах.

Убедить будущего читателя в том, что проблема действительно существует, можно, опираясь на проведенный литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Обоснование актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Практически всегда для этого может быть достаточно одной страницы.

Как и любое научное исследование, выпускная квалификационная работа должна обладать научной новизной. Актуальное исследование обычно имеет данное качество. Не следует полагать, будто научная новизна есть только в тех исследованиях, которые завершились открытием. Любой признак проведенного исследования, позволяющий употребить понятие «впервые» при характеристике полученных результатов, дает основание говорить о научной новизне.

Обнаруженные новые взаимосвязи психических явлений, уточненные характеристики психических явлений, неописанные ранее детали возрастной динамики явления, апробация методики (исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной) на новом контингенте испытуемых или обучаемых и многое другое имеет несомненную научную новизну. В итоговых выводах или заключении об этом стоит упомянуть.

Объект — это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, т.е. существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить какое именно психическое явление вы намерены изучать в рамках данной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уровень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, национальность и т.д.

Предмет познания — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, например, время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным. Например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования читатель часто проясняет для себя по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

Читать еще:  Свечи диклофенак при простатите преимущества отзывы о лечении

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов текста.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного предположения.

Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества. Такой подход вернее ускорит продвижение в разработке собственной концепции изучаемой психической реальности, чем широкие, но туманные теоретические предположения.

Сказанное относится к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориентации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желательно протянуть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана.

Могут быть сформулированы несколько гипотез, представляющих некоторую логическую цепь или конкретизирующих общее предположение, которое заявлено вначале.

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Чаще всего в психологических исследованиях целями выступают:

— Описание характеристик психического явления

— Выявление взаимосвязей психических явлений

— Изучение возрастной динамики явления

— Описание нового феномена, эффекта

— Открытие новой (другой) природы явления

— Обобщение научных представлений, сведений

— Создание классификации, типологии

— Создание методики исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной

Определение задач — это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психических явлений или как бесструктурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике — его взаимосвязи с дру-гими психическими явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить ближайшие уровни психики и детерминанты изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях; уточнить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характеристики. ).

Для будущего читателя вашей работы, скорее всего, важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредований и взаимосвязей, в которую они включены. В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения ближайших снижает ценность работы.

Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести эксперимент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно читателю. Нетрудно догадаться, что собранные данные надо обработать, затем интерпретировать, формулировать выводы…

Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы и узнать сможет ли он найти в этой работе то, что ищет. Каждому читателю удобно с первых же шагов знакомства с текстом, который находится в руках, оценить полезность предстоящего чтения. Например, уже в начале важно узнать ставились ли задачи создать (модифицировать, адаптировать) методики для изучения феномена, взятого в качестве предмета исследования? Проводились или нет обучающие, формирующие эксперименты? Исследование носило срезовый или лонгитюдный характер? Ставил ли автор задачу построить модель изучаемого явления или ограничивался получением новых данных о его характеристиках? Изучение каких именно сторон явления автор считал важнейшим в своей работе? Такого рода аспекты и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.

Описание задач обычно делается в форме перечисления с использованием таких глаголов: изучить…, описать…, выявить…, установить…, выделить… Формулировки задач желательно делать как можно более тщательно, поскольку они должны определять структуру работы и названия глав и параграфов текста.

Описание исследования

Наше исследование является продолжением проекта «Развитие системы кредитования в России: анализ потребностей и предпочтений населения», выполненного под руководством Д.О. Стребкова в 2002-03 гг., в рамках которого был проведен опрос

976 человек в пяти российских областных центрах. Была получена актуальная информация, касающаяся мотивации граждан, опыта заёмной деятельности, структуры спроса населения на кредитные услуги и т.д; выделены шесть основных типов кредитного поведения.

Однако в ходе данного исследования ряд вопросов остался неосвещенным или недостаточно раскрытым. Финансовые аспекты кредитования описаны достаточно подробно, но складывается ощущение, что это исследование проводилось в некой

«абстрактной стране», поскольку национальная специфика никак не была отражена. Настоящее качественное исследование носит более углубленный характер и призвано выявить неучтенные ранее факторы кредитного поведения.

Объект исследования – люди, не склонные занимать деньги (не важно, долг это или кредит); предмет исследования – установки по отношению к долгу и кредитное

Информационная база исследования. Исследование осуществлялось путём опроса граждан, участвовавших ранее в качестве респондентов в первом исследовательском проекте. Метод сбора данных – глубинное полуформализованное интервью. Для каждого из трех интересующих нас типов финансового поведения, выявленных ранее, отбиралось по 5-7 человек, которые и участвовали в исследовании.

Цель исследования – детальный анализ социальных аспектов отказа населения от кредита, как от формального, так и от неформального (долг, взятый у родственников, знакомых).

Основные задачи и гипотезы исследования. Существует модель сберегательного и кредитного поведения, описанная Стребковым в количественном исследовании, где детерминантами являются формальные требования к кредиту, установки, личный опыт и др. Это «идеальный тип» модели, модель в «чистом виде». Но (гипотеза) она всегда накладывается на конкретные социально-экономические условия той страны, в которой действует индивид. В случае России существенными представляются факторы нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне, ожидания кризисов и т.д. Задачи – выяснить, какие факторы детерминируют кредитное поведение населения; а также построить логическую схему принятия решения о выборе той или иной кредитной стратегии.

Материал взят из книги Практикум по экономической социологии(Д.О. Стребков)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector