2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика исследуемой зоны

1. Краткая характеристика исследуемой территории

1.1.Общие сведения о стадионе «Политехник»

Стадион «Политехник» (бывшие названия «Буревестник», «Бурик») расположен в районе площади Южной, на улице 19 Гвардейской Дивизии, 13. Здесь же находится лыжная база «Политехник». Стадион и лыжная база принадлежат ТПУ.

Раньше стадион официально назывался «Буревестник», что часто сокращалось до «бурик». Это название в речи студентов и многих коренных жителей Томска живо до сих пор.

Аналогичное название — «Буревестник» раньше носил стадион «Труд» и томская команда мастеров проводила свои поединки именно на нём.

Стадион «Политехник» расположен в промежутке между Богашёвским трактом и берегом Томи и со всех сторон окружён лесопосадками.

На стадионе есть футбольное поле, поле для мини-футбола с искусственным газоном, волейбольные площадки, лыже-роллерная трасса, беговая дорожка, городошная площадка. Летом действует прокат скейтбордов, велосипедов, роликовых коньков, зимой устраивается освещённая лыжная трасса. 15 сентября 2007 года на стадионе был открыт первый за Уралом и крупнейший в России круглогодичный каток площадью 400 м² из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, получаемого методом горячего прессования.

27 декабря 2007 года на стадионе была открыта освещённая с 16:00 до 22:00 и с 6:00 до 7:00 лыжная трасса.

Областные власти планируют постройку на стадионе крытого легкоатлетического манежа, также планируется построить здесь биатлонную трассу.

Кроме спортивных, на стадионе проводятся культмассовые мероприятия.

В 2010 году на большом поле оборудована система подогрева, травяное покрытие заменено на искусственное. (http://wikimapia.org/6666857/ru)

1.2 Геологическая история

В геологическом отношении территория Томска представляет собой палеозойский фундамент, перекрытый мощной толщей осадочных пород мезозойско-кайнозойского возраста.

История развития этого района сложна. Отложения конца девона- начала карбона показывают, что в середине палеозоя данную территорию занимал мелководный прибрежно-морской бассейн, о чем свидетельствуют остатки тогдашней морской фауны — мшанковые и брахиоподовые.

Затем произошел перерыв в отложениях вплоть до третичного периода. Море регрессирует и начинается складкообразование под влиянием активизирующихся тектонических процессов. Наступает длительный континентальный перерыв, который продолжается почти весь мезозой. Морских осадков после карбона в этой части Сибири не наблюдается. Преобладают вертикальные тектонические движения положительного знака и формируется Томская антиклинальная структура. Тогда же в глинистых сланцах образуются трещины, где сформировались жилы диабазов и диабазовых долеритов. Процессы размыва преобладают над осадконакоплением. В течение мезозоя сланцы подвергаются интенсивной денудации, в результате которой формируется неровная поверхность и мощная кора выветривания. Климат в это время был влажным и теплым.

В третичное время — это уже сильно пенепленизированная страна. Горные складки оказались срезаны. Палеогеновые отложения, залегающие на них, говорят о том, что здесь протекали полноводные реки по озерно-болотистой равнине, на которой произрастала пышная широколиственная древесная растительность в условиях теплого и влажного климата, сравнимого с современным климатом Северного Кавказа. Среднегодовая температура — 12°.

В неогене активизируются тектонические движения, которые привели к поднятию и формированию Томского вала, соответствующего Томской антиклинальной структуре палеозойского возраста. Эта структура имеет широтное простирание и образует как бы остров среди сравнительно мощной толщи четвертичных отложений. В неогене же заполнились впадины фундамента галечниками и гравелистыми песками. Таким образом, происходило выветривание до четвертичного рельефа.

В последующее затем средне четвертичное время устанавливаются иные климатические условия, наступает значительное похолодание. В окрестностях Томска в условиях влажного климата начинают отлагаться лессовидные суглинки с включением пачек аллювиальных и озерно — аллювиальных отложений с участками горизонтов погребенных почв. Похолоданий было несколько. Здесь господствовали тундровые и лесотундровые ландшафты на месте прежних таежных лесов и обитали мамонты. С наступлением сухой и теплой погоды тундра отступила и здесь стали господствовать степные ландшафты. Две-три тысячи лет назад климат несколько ухудшился, и с севера опять надвинулась лесостепь и южная тайга.

Общая характеристика исследуемых малых гидротехнических сооружений

Шипуновское водохранилище расположено вблизи п. Шипуново Сузунского района Новосибирской области. Дамба водохранилища имеет длину около 200 м и перекрывает русло и пойму р. Холодная. Высота насыпной дамбы в пределах русловой части — около 15м. Глубина водохранилища в период проведения полевых работ составила примерно 12 м. Расстояние от уровня воды в водохранилище до гребня дамбы по вертикали равнялось 5 м, ширина гребня плотины -5м, ширина основания дамбы — около 60. 80 м. В центральной части дамбы имеется донный водоспуск. В верхней части дамбы над водопропускным устройством располагается шесть водосбросных труб диаметром 1,5 м, по которым происходит сброс воды в периоды переполнения водохранилища. Насыпные грунты дамбы с поверхности представлены суглинками, состав грунтов глубинных частей дамбы неизвестен. В пределах нижнего откоса плотины имели место провалы грунтов в местах проекции водосбросных труб на земную поверхность.

Карасевское водохранилище расположено вблизи п. Карасево Черепановского района Новосибирской области. Дамба водохранилища имеет длину около 250 м и перекрывает русло и пойму р. Арапиха. Высота насыпной дамбы в пределах русловой части составляет около 6 м. Ширина гребня плотины равна 10 м, ширина основания дамбы — около 40 м. В центральной части дамбы имеется водопропускное устройство, состоящее из шести водосбросных труб диаметром 1,5 м. Насыпные грунты дамбы с поверхности представлены суглинками. Имели место неоднократные прорывы дамбы в пределах нижнего откоса. В плане участки прорыва располагались на боковых участках водосбросных труб и под основанием гидротехнического сооружения. В период проведения полевых работ водохранилище было спущено.

Специфические условия (обводненность территории) проведения детальных сейсмических исследований при отсутствии рабочих чертежей плотин потребовали выполнения высокоточных геодезических работ, включая топографическую съемку плотин.

Читать еще:  Распространенные признаки климакса у мужчин возраст возникновения признаков мужского климакса

Полевые сейсмические работы проводились с 24-разрядной отечественной телеметрической сейсмостанци-ей СТС-24Р в варианте автономной регистрирующей системы (АРС, до 120 каналов), конструктивно размещенной на транспортной базе автомобиля типа УАЗ [3]. Станция обеспечивает прецизионную широкополосную и широкодиапазонную регистрацию упругих колебаний в реальном времени, ее основные технические характеристики следующие:

частота дискретизации — 0,25; 0,5; 1,0; 2,0; 4,0; 8,0;16,0 мс;

мгновенный динамический диапазон — более 120 дБ;

коэффициент нелинейных искажений — менее 0,002%;

потребляемая мощность на канал — менее 0,33 Вт;

максимальная длительность регистрации — практически не ограничена;

число накоплений — практически не ограничено;

отметка момента — от пьезодатчика;

диапазон рабочих температур — от -40 до 60 °С.

Полевые работы были выполнены по методике многокрагных наблюдений с использованием продольных и поперечных профилей. Расстояния между пунктами возбуждения упругих колебаний составляли до 1 м, такие же расстояния были и между пунктами приема упругих колебаний. На Шипуновском водохранилище сейсмические наблюдения выполнены по системе профилей, проложенных в средней части дамбы: десять профилей располагались параллельно оси дамбы на расстоянии друг от друга примерно 4 м, два профиля — поперек дамбы на расстоянии 1,5 м от крайних водосбросных труб. Система сейсмических профилей на Карасевском водохранилище также располагалась в средней части дамбы: четыре продольных профиля — параллельно оси дамбы на расстоянии друг от друга примерно 10 м, шесть поперечных профилей — поперек дамбы на расстоянии примерно 6 м друг от друга.

В системе возбуждения — прием Z-z упругие колебания регистрировались на открытом канале одиночными вертикальными сейсмоприемниками (в проведенных работах использовались геофоны GX20DX), а возбуждение упругих колебаний осуществлялось вертикально направленным ударом специального устройства массой до 6 кг. В системе возбуждения — прием Y-y регистрация колебаний проводилась одиночными горизонтальными сейсмоприемниками (использовались геофоны СГ-10), ориентированными поперек профиля наблюдений. Источник возбуждения — горизонтальный удар по металлической пластине, сцепленной с грунтом, ориентированной поперек профиля наблюдений.

Обработка сейсмической информации проведена в интерактивном режиме в сиc теме Windows XP. Первичная обработка сейсмических материалов заключалась в построении для каждого профиля системы годографов волн, регистрируемых в первых вступлениях, прежде всего годографов продольных рефрагированных волн при наблюдениях по системе Z-z и годографов поперечных (типа SH) рефрагированных волн при наблюдениях по системе Y-y. Сейсмотомогра-фические преобразования выполнены после ввода кинематических и фазовых поправок, включая корректировку фазы, обусловленной изменением преобладающей частоты регистрируемых упругих колебаний в зависимости от расстояния возбуждения — прием. В программном сейсмотомографическом комплексе (автор В. Н. Курбатский) реализован алгоритмический аппарат лучевой сейсмотомографии, обеспечивающий в автоматическом режиме итерационный подбор скоростной модели среды при выполнении условия минимизации разности времен между наблюденными и теоретическими годографами во всех точках наблюдения. Общее решение задачи сводится к решению системы линейных уравнений с большим количеством неизвестных, которое достигается способом алгебраической реконструкции [1].

По системе наблюдений Z-z сейсмотомографический разрез среды восстанавливается по значениям скорости распространения продольных волн (V), а по системе наблюдений Y-y — по значениям скорости распространения поперечных волн (Vs) (рис. 1). Полученные сведения о значениях скоростей Vp и Vs позволяют получить сейсмотомографический разрез по параметру у = VS/Vp ,который с высокой достоверностью характеризует степень водонасыщенности грунтов [2, 4]. С учетом априорно установленных корреляционных связей между скоростями распространения упругих волн Vp и Vs физико-механическими свойствами грунтов могут быть построены топографические разрезы и по другим параметрам (плотность, модуль деформации, сцепление и др.).

В результате интерпретации сейсмических материалов были построены сейсмофизические модели насыпных гидротехнических сооружений: земляного полотна Шипуновского водохранилища и дамбы Карасевского водохранилища.

Основные характеристики объекта и предмета исследования

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. В широком смысле объект — носитель проблемных ситуаций (противоречий), подлежащих изучению. Это то, что противостоит исследователю в процессе его познавательной деятельности. Социальная проблема никогда не существует сама но себе. Она всегда предполагает своего носителя, с которым непосредственно связана. По мнению В. А. Ядова, об7>ектом исследования может быть «социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания» <(рис. 6.1).

Объект исследования может быть как материальным, гак и идеальным — социальный процесс, область социальной [1]

сферы, социальной работы (ее теории и практики), социально уязвимые группы и слои населения, т.е. все, что порождает проблемную ситуацию.

Рис. 6.1. Основные характеристики объекта исследования

Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы исследования. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации. Поскольку определенная социальная проблема может проявляться на различных уровнях структуры общества, то при ее изучении возможно обращение к различным общностям, группам, к деятельности людей, к условиям, в которых они трудятся (молодежь, пенсионеры, система социальной защиты и т.д.).

Нередко в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны деятельности этих групп. Например, при исследовании социальных проблем молодых семей, имеющих детей-школьников, в объект исследования включаются только респонденты, имеющие отношение к изучаемым вопросам, а также факторы, связанные с разрешением проблем молодых семей.

На стадии разработки программы необходимо не только указать объект исследования, но и достаточно полно описать его в системе факторов, влияющих на функционирование, вызывающих проблемную ситуацию. Достаточно эффективно выборочное исследование класса элементов объекта исследования. Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты.

Читать еще:  Лонгидаза при простатите инструкция по применению схема лечения

Необходимо учитывать, что причины возникновения социальной проблемы иногда могут лежать и за пределами объекта исследования. Тогда возникает необходимость в расширении масштабов, чтобы выявить истинные причины исследуемой проблемы. Например, мы имеем проблемную ситуацию — низкую активность студентов на занятиях. Причиной этого может быть как незаинтересованное отношение студентов к данному предмету, так и низкая квалификация преподавателя. Поэтому здесь необходимо выделять два объекта исследования: студентов и преподавателя.

При описании объекта необходимо следовать следующим требованиям:

  • 1. Обозначить параметры профессиональной или отраслевой принадлежности объекта.
  • 2. Указать его пространственную ограниченность (где расположен объект исследования — страна, регион, город, деревня и др.).
  • 3. Описать структуру объекта исследования (какими учреждениями, организациями, заведениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав).
  • 4. Обозначить функциональную направленность объекта (социально-культурная, семейно-бытовая, производственная и др.).
  • 5. Описать взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами.
  • 6. Указать временные параметры.

Объект должен поддаваться количественным измерениям.

Такой подход при описании объекта очень плодотворен. Указание профессиональных или отраслевых границ позволяет исследователю сосредоточиться на наиболее важных, существенных чертах функционирования данной системы, а пространственная ограниченность позволяет конкретизировать объект в контексте его производственно- территориальной общности. Указание временных границ конкретизирует сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства или обучения (например, в учебных заведениях нельзя проводить социологические исследования летом). Количественные границы объекта дают возможность произвести отбор численного состава его участников с точным указанием их социальной (профессиональной и т.д.) и территориальной принадлежности.

К примеру, объектом исследования проблем досуга подростков могут стать учащиеся 7—11 классов, проживающие в г. N, а также совокупность как уже известных, так и новых, нетрадиционных социальных явлений и процессов, среди которых протекает их деятельность. Определяя границы объекта исследования, следует иметь в виду, что подростки — это не всегда четко ограниченная возрастная группа школьников, а скорее характеристика переходного состояния от детства к взрослости. В разных ситуациях возрастные границы этого состояния могут быть различными. В одних сферах деятельности «взрослость» может наступать раньше (например, в связи с физическим созреванием), в других — позже (например, в сфере материального самообеспечения). В плане сбора социологической информации границы исследуемой социальной группы условно могут определяться в пределах от 12 до 18 лет (чаще — 12—13,14—15,16—17 лет), в зависимости от характера предмета исследования.

Предмет исследования — это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск исследователя. Из вышесказанного следует, что предмет — это концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования (рис. 6.2). Объект и предмет исследования соотносятся друг с другом как общее и частное (рис. 6.3).

Рис. 6.2. Основные характеристики предмета исследования

Определение предмета исследования зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает исследователь. Необходимо отметить, что один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать несколько предметов исследования, ведь в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем, поэтому предмет исследования будет очерчивать границы познания изучаемого объекта, остальные стороны или особенности объекта в это время останутся вне поля зрения исследователя.

Например, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследо-

Рис. 63. Соотношение объекта и предмета исследования

вания могут выступать дисциплина учащихся, социальнопсихологический климат в классах, общественная активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик.

Бывает иначе: объект исследования формируется более узко — досуг подростков, проживающих в данном населенном пункте. Тогда предметом исследования могут стать склонность подростков к вредным привычкам (курение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают, если перед исследователем стоит задача познать всю совокупность закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Например, объект исследования — спортивные команды, участвующие в соревновании, а предмет — все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Предмет исследования устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта.

Один и тот же объект может быть описан по-разному, все зависит от проблемы и цели исследования. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же объекте исследователь может выделить разные аспекты, которые могут стать предметом исследования. Например, при исследовании проблемы повышения эффективности высшего образования предметом исследования могут быть выбраны способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные условия учебы и быта студентов, организация учебного процесса, педагогическое мастерство преподавателей и др.

Выделение объекта и предмета исследования — очень важная процедура в ходе разработки программы, поскольку от того, какой в изучаемом объекте будет выделен предмет, зависит выбор метода сбора и анализа данных. Одновременно с выбором предмета исследования исследователь формулирует гипотезу о возможном пути решения поднятой проблемы. Например, анкета преподавателя будет отличаться от анкеты студента, хотя проблема одна и та же — низкая активность студентов на занятиях.

Читать еще:  Проведение аденомэктомии подготовка пациента и разновидности операции

Если объект независим от исследователя, то предмет, напротив, полностью формируется самим исследователем. Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследования.

Характеристика зоны воздействия

6.2.1. На первом этапе оценки экспозиции проводится подробное описание физической среды и детализированная историческая характеристика исследуемой территории. Необходимые данные для анализа должны включать информацию о топографии, гидрогеологии, растительном и животном мире, земельных ресурсах и их использовании, хозяйственной деятельности человека. Исторический обзор должен содержать сведения о сельскохозяйственной, промышленной, коммерческой деятельности, характеристике селитебных зон.

6.2.2. Характеристика физической среды включает в себя анализ следующих свойств и показателей:

— климат (температурный режим, количество осадков, относительная влажность, особенности топографии, высота местности, количество дней с устойчивым снежным покровом, процесс циркуляции воздушных масс и т.д.);

— метеоусловия (например, скорость и направление ветра, повторяемость штилей, туманов, приземных инверсий температуры и др.);

— растительность (например, травяной покров, древесная растительность и др.);

— тип почвы (например, кислый, основной, органический, песчаный и др.);

— гидрологию подземных водных источников (например, глубина, направление и тип водного потока);

— места расположения и описание поверхностных водоемов (например, тип, скорость течения воды, соленость и др.).

6.2.3. На основании характеристик физической среды исследуемой области и анализа исторических данных использования земельных ресурсов делается предварительное заключение о потенциальных путях вредного воздействия, имея в виду все взаимодействующие среды и факторы окружающей среды — почву, подземные и поверхностные воды, осадки, воздушную среду, биоту, а также возможный транспорт вредного вещества из одной среды в другую.

6.2.4. Характеристика населения, потенциально подверженного воздействию на исследуемой территории и вблизи от нее, предусматривает анализ мест проживания (локализация и расстояние от источника загрязнения окружающей среды), видов деятельности, выявление чувствительных подгрупп.

6.2.5. В анализ следует включать все группы популяции, потенциально подверженные воздействию исследуемых факторов, даже если они проживают вдали от источника загрязнения (например, население, потребляющее загрязненную водопроводную воду или продукты питания, выращенные на загрязненной почве). Кроме того, в анализ следует включать и население, которое может подвергаться воздействиям в будущем, например в результате миграции химических веществ из загрязненной зоны.

6.2.6. Оценка человеческой деятельности обычно проводится по следующей схеме.

Определение времени, которое потенциально экспонируемая популяция проводит в загрязненной зоне. Например, если популяция отнесена к производственному сценарию воздействия, то разумной максимальной оценкой ежедневного периода экспозиции является величина — 8 ч (типичный рабочий день). Если же популяция отнесена к сценарию жилой зоны, то максимальная дневная экспозиция может быть принята равной 24 ч.

— Определение времени, которое потенциально экспонируемая популяция проводит в помещении, на открытой местности, в транспорте и т.д. с учетом характера деятельности человека в течение суток. Например, служащие могут проводить практически весь свой рабочий день в помещении, в то время как строительные рабочие большую часть времени находятся на открытой местности.

— Определение зависимости человеческой деятельности от сезона года.

— Определение возможности временного или постоянного нахождения населения в загрязненной зоне. Например, дети могут играть вблизи загрязненной зоны, а население жилых районов может периодически входить в эту зону или пересекать ее.

— Идентификация любых специфичных для исследуемой зоны характеристик популяции, которые могут влиять на экспозицию. Например, если загрязненная зона расположена вблизи мест ловли рыбы, то потенциально экспонируемая популяция вероятнее всего может потреблять значительно больше загрязненных рыбных продуктов, чем популяция, проживающая вдали от данного водоема.

6.2.7. Входные параметры (факторы, дескрипторы экспозиции), используемые в уравнениях для расчетов экспозиций, по возможности, должны отражать специфические, региональные особенности изучаемых популяций и принятых сценариев воздействия. В случае отсутствия или невозможности их получения применяются стандартные (принимаемые «по умолчанию») факторы экспозиции (Прилож. 1).

6.2.8. При анализе информации об исследуемой зоне следует выявить все субпопуляции, которые могут иметь повышенный риск химических воздействий, обусловленный их повышенной чувствительностью, особенностями деятельности и/или предшествующими воздействиями от других источников.

6.2.9. Наиболее чувствительными к действию химических веществ субпопуляциями в ряде случаев могут являться новорожденные и дети, лица пожилого возраста, беременные и кормящие женщины, а также больные хроническими заболеваниями.

6.2.10. Субпопуляции, подверженные повышенному риску вследствие особенностей их деятельности и активности, обычно включают детей (в частности, из-за возможности их контакта с почвой), лиц, которые могут в относительно больших количествах потреблять рыбу, пойманную в местных водоемах, или выращенные в данной местности продукты питания (например, овощи).

6.2.11. Субпопуляции повышенного риска, связанного с предшествующими воздействиями, включают индивидуумов, контактировавших с химическими веществами на производстве, а также лиц, ранее проживавших на загрязненных территориях.

6.2.12. Выявление субпопуляций, требующих повышенного внимания, проводится на основе установления места расположения в исследуемой зоне школ, детских дошкольных учреждений, больниц и поликлиник, жилых зон, мест отдыха и рыбной ловли, основных промышленных и сельскохозяйственных объектов.

6.2.13. Для сценариев жилых районов при оценке риска требуется учитывать воздействие на детей: отдельно до 6 лет, от 6 лет до 18 лет; и на взрослых — от 18 лет и старше. В случае возможного поступления химических веществ в организм ребенка с молоком матери целесообразно дополнительно оценивать воздействие на грудных детей (0-1 год).

6.2.14. Выделение возрастных групп, соответствующих важным периодам жизни отдельной когорты, необходимо для оценки риска возможного длительного воздействия на одну и ту же популяцию от детского возраста до старости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector