1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы проведения диагностики

Психодиагностические методы и методики

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Методы психологической диагностики

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
    • тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
    • бланковые;
    • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа: устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.

Статья по теме «Виды диагностических методик»

В данной работе автор знакомит педагогов с видами диагностических методик. В зависимости от цели, назначения (задач) и выборов методов проведения диагностики выделяются следующие виды диагностических методик: сбор диагностической информации, оценивание диагностической информации, статистики, обработка диагностической информации и т.д., представление и накопление результатов диагностики; использование результатов диагностики: координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации и т.д., оценка достоверности результатов: анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме «Виды диагностических методик»»

Виды диагностических методик

Основное место в деятельности учителя-предметника принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп развития каждого школьника, анализировать различные аспекты оценки достижений и компетентности обучающихся, выявлять и учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности в целях повышения эффективности образовательного процесса. Педагогическая диагностика проводится на всех этапах образовательного процесса и предполагает получение и использование в педагогических целях достоверной информации об участниках, условиях, содержании и результативности данного процесса. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).

Читать еще:  Эффективно ли лечение простатита лазером отзывы

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

В диагностике учителю важно увидеть не только сам результат, но и выстроить динамику его изменения. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывают более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Обычный диктант или контрольная работа констатируют факт усвоения или неусвоения учениками определенной темы материала по русскому языку или математике, но не дают ответа на вопрос, почему это произошло. Проверяя контрольную работу по математике, учитель видит окончательный результат решения той или иной задачи, но не известно, отчего произошла ошибка. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения, диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения и возможностями их коррекции у отдельно взятого ученика. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана:

— во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,

— во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обученности,

— в-третьих, опираясь на выработанные критерии, свести к минимуму ошибки учащихся.

Основные принципы диагностики:

— комплексность методик (диагностируя наблюдательность, можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия, речи, овладении общеучебными умениями, конкретных знаниях детей);

Педагогическая диагностика позволяет создать основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные и слабые стороны учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей.

Хорошо организованная диагностика дает высокий уровень развития всех компонентов.

В зависимости от цели, назначения (задач) и выборов методов проведения диагностики целесообразно выделить следующие виды диагностических методик:

— сбора диагностической информации — наблюдение, опрос (устный — беседа, тестирование), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), контент-анализ, анализ результатов деятельности. Использование данного вида методики позволяет решать задачи: распознавание диагностируемых явлений;

— оценивание диагностической информации, статистики, обработка диагностической информации и т.д.;

— представление и накопление результатов диагностики; обобщённые данные представляются в виде заключения;

— использование результатов диагностики: координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации и т.д.;

— оценка достоверности результатов: анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Рассмотрим, каким образом учитель в рамках урока сможет применять методы педагогической диагностики на уровне развития личности учащегося. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. В своей работе мы используем разные виды педагогической диагностики: полную, промежуточную, частичную, предварительную (вводную), итоговую (конечную).

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. К вводному или входному виду диагностического анализа отношение неоднозначное: считается, дети должны сначала повторить материал, забытый летом. Очевидно, что большинство из тех, кто высказывается за повторение перед диагностикой, отдают себе отчет в том, что если перенести эту работу на третью или даже вторую учебную неделю, то сама идея входной диагностики уже «не работает». Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.

Пятым звеном системы является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Это, прежде всего, диагностирование уровня (качества) фактической обученности и её соответствия цели, поставленной на данном этапе.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач. Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

В нашей работе используются следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком (индивидуальный образовательный маршрут), конкурсы, выставки и др. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому при подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

Читать еще:  Узи ультразвуковое исследование в севастополе

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

С помощью тестов обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Однако не следует педагогическую диагностику сводить к тестированию, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать с их помощью. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Методы диагностических исследований.

Под методом диагностики понимают способ получения и анализа необходимой информации:

— фотографии рабочего дня и т.д.

Существует несколько методических подходов к проведению диагностики предприятия, которые базируются на структурировании, выявлении главного направления, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении полученных результатов. Методика проведения диагностики деятельности предприятия охватывает совокупность конкретных методов (приемов). Основные методы диагностики:

Неформализованные Методы (логическое, субъективное исследование):

экспертный (оценка ситуации высоопытными специалистами);

морфологический (систематизация набора альтернативных решений и выбор наиболее эффективных вариантов);

рейтинговый (систематизация, ранжирование и определение лучших результатов по определенным показателям);

фактографический (анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т.д.);

мониторинг (детальных, систематизированный анализ изменений);

логическое моделирование (построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц);

фундаментальный (изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики);

технический (проведение детального анализа динамики определенных показателей хозяйственной деятельности предприятия);

Формализованные Методы (четкие формализованные аналитьические зависимости);

факторные (выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов);

конъюнктурный ( определение текущего состояния по позициям);

математический (цепные подстановки, арифметические разницы, относительные величины, дифференциальный, логарифметический, интегральный анализ, вычисление простых и сложных процентов, дисконтирование);

статистический (корреляционный, дисперсный, экстрапаляционный, ковариационный анализ, методы средних величин, группировок, графический и индексный методы и т.д.);

методы исследования операций (использование теории игр, построение дерева целей и ресурсов, сетевое планирование и т.д.);

эконометрические (матричный, спектральный анализ, межотраслевой баланс);

экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование (системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование).

Диагностика конкурентной среды предприятия

Структурно-логическая схема изучения дисциплины «Экономическая диагностика».

Общие методы организационной диагностики

Универсальных методов организационной диагностики не существует. Выбор метода зависит от задачи диагностического исследования и от имеющихся возможностей. Как правило, используется целый арсенал методов. Кроме того, хотя диагностика не включает в себя решение обнаруженной проблемы организации, однако во многих случаях она помогает найти путь, выработать стратегию ее решения.

Диагностика организации предполагает, как правило, использование различных методов исследования.

Вообще для получения объективной информации в ходе диагностического исследования должно быть использовано не менее двух различных методик, так как это компенсирует возможные ошибки и помехи, связанные с одним конкретным методом (например, из-за искажения результатов фактором социальной желательности).

Кроме того, различные методы дают либо разные типы данных (качественные или количественные), что обогащает результаты, либо данные взаимно подтверждают друг друга, что используется для проверки различной информации и избегания неправильной интерпретации результатов.

Используемые методы и их результаты (данные) должны быть приняты людьми, заказавшими диагностику, и должны подходить для их организации. Таким образом, в некоторой степени методы исследования, используемые в диагностике, будут зависеть от уникальных черт конкретной организации. Возможно, в связи с тем что замысел исследования может быть уникальным для каждой ситуации, ограничения проектируемого исследования определяют, какие техники могут быть наиболее эффективными для сбора данных в организационном диагнозе.

Набор общих диагностических методик включает в себя следующие:

  • 1. Здравый смысл и опыт менеджера. Методика базируется на сбалансированном мышлении, здравомыслии.
  • 2. Наблюдение за работой — методика, связанная с умением открыто или скрыто наблюдать за фактическим ходом определенных работ и процессов, а также с умением вести хронометраж и проводить интервьюирование работников на местах.
  • 3. Дистанционный надзор — набор методов формального регулярного сбора информации о состоянии организации.
  • 4. SWOT-анализ и SoWhat-анализ — широко распространенные методики анализа организации по ее сильным и слабым качествам, новым возможностям и препятствиям на пути к ним. По существу, это методики анализа рисков, освоение которых требует умения организовать коллективную работу самих сотрудников анализируемой организации.
  • 5. PEST-анализ — методика анализа внешней среды организации и тенденций ее развития. Использование этой методики требует такой же подготовки, как методики SWOT.
  • 6. Аналоги и образцы («маяки» и «бенчмаркинг») — методология сравнения с практически успешными образцами. По мере развития коммерческих услуг по поиску информации и составлению рейтинга фирм этот подход становится все продуктивнее. Например, обращение к ежегодным отраслевым справочникам, рейтингам практически по любому направлению работы множества фирм и т.д.
  • 7. Оценка и анализ динамики стоимости фирмы — методики, исходящие из того, что главная цель риск-менеджмента состоит в защите рыночной стоимости фирмы на длительную перспективу. Подходы к оценке стоимости фирмы многочисленны, каждый из них дает свой взгляд на риски одной и той же фирмы.
  • 8. Графические методы представления структур и процессов — большой набор наглядного представления информации о фирме и ее рисках в форме двухи трехмерных моделей.
  • 9. Экспертные оценки — стандартные методы сбора и усреднения мнения различных групп специалистов. Метод широко применяется на этапах первичной диагностики рисков организации.
  • 10. Матрицы Бостонской консультативной группы и фирмы «Дженерал Электрик» — классические методики, восходящие к 1950-м гг., опирающиеся на глубокие научные исследования, специально проведенные для выработки способов анализа рыночных позиций фирмы в целом и отдельных ее центров прибыли. Эти методики позволяют не только обнаруживать риски и анализировать их, но и интегрировать рисковые спектры организаций.
  • 11. Жизненные циклы различных элементов организации — группа методик, с помощью которых можно позиционировать фирму и ее продукты в рыночной нише в зависимости от того, на каком этапе своего собственного жизненного цикла находится каждый из этих элементов и каковы тенденции движения по каждому из этих циклов.
  • 12. Анализ структурной гармоничности организации — методика, с помощью которой анализируются полнота и адекватность организационных структур фирмы и ее подразделений. В приложении к риск-менеджменту они исходят из того, что фирма или подразделение, где отсутствуют или гипертрофированы отдельные структурные компоненты, становится источником рисков, которые могут быть устранены достаточно простыми структурными усовершенствованиями.
  • 13. Собственная история фирмы и исследование архивных материалов являются источником информации о прошлых катастрофах, технологических переходах и других кризисах, пережитых фирмой. При устойчивой корпоративной культуре такая информация поможет в выработке решений о рисках по аналогии с прошлым.
  • 14. Финансовый коэффициентный анализ фирмы и ее подразделений в последние десятилетия был существенно доработан под потребности риск-менеджмента. На основе прогнозов изменения финансовых коэффициентов можно строить сценарии развития рисков в фирме.
  • 15. Ценности под риском (VaR, Value-at-Risk) — методика оценки финансового риска, предложенная международной группой экспертов G-30, при которой риск понижения стоимости портфеля выражается одним числовым показателем. Эта методика может применяться для количественного измерения рисков таких активов, как портфель ценных бумаг или сырьевой запас.
  • 16. Денежные потоки под риском — методика, которая позволяет ответить на вопрос, как велико может быть отклонение реальных денежных потоков от их запланированных значений или значений, заложенных в бюджеты, вследствие изменения исходных факторов риска. Величина этих отклонений может быть оценена с определенной вероятностью на конкретный период времени. В различных отраслях бизнеса разные конфигурации денежных потоков. С точки зрения управления рисками устойчивость любого из многочисленных денежных потоков способна повлиять на общую устойчивость фирмы.
  • 17. Доходы под риском — методика, которая основывается на амортизации капитала. Основной упор делается на учет прибылей и убытков. Например, компания может определить величину отклонения между вероятной и запланированной годовой прибылью с вероятностью 95%.
  • 18. Стандартизированные тесты и общая симптоматика раннего оповещения о проблемах впервые были разработаны по заказу American Bankers’ Association в середине 1970-х гг.
  • 19. Анализ конкурентной позиции фирмы — это набор методик, разработанных на протяжении более века, в каждой из которых рисковая позиция фирмы сравнивается с рисковой позицией ее ближайших конкурентов по самым разным параметрам.
  • 20. Расчет дюрации активов и пассивов фирмы — методика, позволяющая прогнозировать тенденцию финансовой устойчивости организации на основе сравнения средней длительности ее активов и пассивов. Если дюрация пассивов больше, чем дюрация активов, то организация устойчива.
  • 21. Стандартизированные отраслевые и фирменные системы рейтинга, которые разрабатываются разными рейтинговыми агентствами для оценки рискованности банков, проектов, страховых и других компаний.
  • 22. Стресс-тестирование — моделирование рискового поведения организаций, при котором выясняется степень устойчивости организации при заданных условиях.
  • 23. Компьютерные программы — математические модели рисков организаций, которые поддаются формализации и последующему анализу.
  • 24. Сценарный анализ — метод анализа поведения организации при условии реализации определенного риска или группы рисков по определенному варианту развития событий — сценарию.
  • 25. Финансовая инженерия включает проектирование, разработку и реализацию инновационных финансовых инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в области финансов, в частности в области финансовых рисков.
  • 26. Анализ устойчивости и чувствительности критериев эффективности — метод анализа рисков изменения различных показателей финансовых отчетов и прогнозов, при котором задаются отклонения одних показателей и под них рассчитываются остальные показатели. Этот метод позволяет выявить наименее устойчивые финансовые параметры организации.
  • 27. Портфели, инвестиционные горизонты и рычаги — группа методик анализа рискованности и диверсификации собственных и заемных средств фирмы. В риск-менеджменте они применяются довольно широко для анализа финансовой устойчивости и ожидаемой доходности инвестиционных проектов.
  • 28. SWIFT (Structured What-if Technique) —структурированный анализ сценариев методом «что, если». Это один из методов мозгового штурма сценариев, при котором одна группа экспертов задает вопросы, а другая — ищет ответы.
  • 29. FMEA (Failure Mode Effect Analysis) — анализ последствий возможных ошибок. Этот метод весьма похож на предыдущий с тем лишь различием, что первая группа выискивает возможные ошибки и сбои, а вторая — предсказывает последствия и предлагает методы преодоления последствий.
  • 30. FRR (Facility Risk Review) — обзор рисков сетей и помещений: экспертная группа обходит все помещения фирмы и на месте методами мозгового штурма выявляет риски.
  • 31. HIRA (Hazard Identification and Risk Assessment) — южноафриканская методика анализа соответствия фактической безопасности и медицинских норм требованиям законов этой страны. В других странах тоже существуют аналогичные методики.
  • 32. HAZOP (Hazard and Operability Study) — методика выявления опасностей, угрожающих работоспособности фирмы, методика углубленного анализа рисков фирмы на предмет их фатальности или угрозы остановки бизнеса.
  • 33. FTA (Fault Tree Analysis) — анализ дерева ошибок. Это экспертная методика анализа рисков в их взаимосвязи и возможности возникновения «эффекта домино».
  • 34. FMECA (Failure Mode Effect and Cause Analysis) — перекрестный анализ ошибок и их причин. Это аналитическая методика предотвращения рисков совершения фатальных ошибок.
  • 35. ETA (Event Tree Analysis) — анализ дерева взаимосвязанных событий. Методика анализа возможных сценариев, возникающих при одних и тех же обстоятельствах, но по-разному управляющихся и приводящих к разным последствиям [43].
Читать еще:  Симптомы и признаки заболевания

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какие методики включает в себя общий набор методик консультанта?
  • 2. Разбейте приведенные методики на логические группы.
  • 3. На что нацелены данные методики?
  • 4. Определите место и роль управления риском в данном перечне методик.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector