2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методологические основы диагностики

Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Пытливости нашей нет конца, — удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.

Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо уличный шарлатан.

§ 1. Основные теоретико-методологические положения диагностики и исследований отклоняющегося развития. Конкретно-методологические принципы интерпретации феноменов отклоняющегося развития. Современные направления диагностики отклонений в развитии. Формы диагностики. Принципы обследования и отбора в специальные образовательные учреждения детей с отклонениями в развитии. Перспективы развития диагностической работы в специальной психологии. Интегративная диагностика: основные принципы и положения.

§ 2. Цели комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка. Общие требования к организации обследования. Требования к набору диагностических заданий. Условия проведения психологического обследования. Распространенные ошибки при проведении обследования. Общие этапы обследования. Этапы диагностического процесса в школьной практике.

§ 3. Общие положения системного подхода и учета принципа качественного анализа психодиагностических данных. Параметры количественно-качественной оценки.

§ 4. Первичное и итоговое психологическое заключение. Характер заключения применительно к целям обследования. Схема психологического заключения. Проблема психологического диагноза в современной психологии. Мультимодальный подход к постановке диагноза. Клинический (нозологический) диагноз. Функциональный диагноз. Понятие и уровни психологического диагноза: симптоматический (эмпирический), этиологический, типологический. Психологический прогноз, условно-вариантный прогноз.

Теоретико-методологические основы диагностики отклонений в развитии у детей

Ведущими теоретико-методологическими поло­жениями, на которых строится современная психодиаг­ностика нарушенного развития, являются следующие:

• каждый тип нарушенного развития характеризует­ся специфической психологической структурой,
только ему свойственной. Эта структура определяет­ся соотношением первичного и вторичных наруше­ний, иерархией вторичных нарушений;

• внутри каждого типа нарушенного развития наблю­дается значительная вариативность, особенно по степени и выраженности нарушений;

• диагностика строится с учетом общих и специфиче­ских закономерностей нарушенного развития;

• диагностика ориентируется не только на выявление общих и специфических недостатков развития, но и на выявление положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей;

• итогом диагностики нарушенного развития являет­ся установление психолого-педагогического диагно­за, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные осо­бенности психофизического развития ребенка и включать в себя рекомендации к разработке индиви­дуальной программы коррекционной работы. В пси­холого-педагогическом диагнозе указывается: педа­гогическая категория нарушенного развития; сте­пень выраженности нарушения; ведущие наруше­ния, осложняющие недостатки развития, на кото­рые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-пеихолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психоло­гии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.).

Психодиагностическое обследование ребенка с пробле­мами в развитии должно быть системным, то есть должно включать в себя изучение всех сторон психики (познава­тельную деятельность, речь, эмоционально-волевую сфе­ру, личностное развитие). Оно организуется с учетом воз­раста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организа­ционные формы диагностической процедуры, выбор мето­дик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания для определения «зоны ак­туального развития» должны быть доступны ребенку, то есть в ходе обследования необходимо предложить зада­ния, которые ребенок сможет успешно выполнить, а при анализе результатов отметить, с заданиями для какой воз­растной группы он справился.

При обследовании важно выявить не только актуаль­ные, но и потенциальные возможности ребенка — «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Для этого зада­ния постепенно усложняют, оказывая ребенку дозирован­ную помощь.

В диагностический блок для каждого возрастного этапа следует включать задания на обследование различных сторон психической деятельности ребенка.

При обработке и интерпретации результатов необходи­мо ДАТЬ их качественную и количественную характерис­тику, ври этом система качественно-количественных показателей должна основываться на едином подходе для веек обследуемых детей.

Читать еще:  Узи сердца и сосудов показания и проведение исследования

Проведение психодиагностического исследования всег­да подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач.

Основная цель психодиагности­ческого исследования ребенка с нарушениями развития -выявление структуры нарушения психической деятель­ности для поиска оптимальных путей коррекционной по­мощи. Конкретная задача зависит от возраста ребенка, на­личия или отсутствия нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуации, этапа диаг­ностики (скрининг, дифференциальная диагностика, уг­лубленное психологическое изучение ребенка для разра­ботки индивидуальной коррекционной программы, оцен­ка эффективности коррекционных мероприятий).

Для получения информативных и объективных ре­зультатов психологического изучения ребенка необходи­мо соблюдать ряд специальных условий:

· методический аппарат должен быть адекватен це­лям и гипотезе исследования (например, при осуществлении скрининга диагностический инструмента­рий должен позволять экспериментатору в ходе од­нократного исследования сделать вывод о соответ­ствии психического развития ребенка возрастной норме или отставании от нее)

· подбор методик и интерпретация результатов зави­сят от исследуемых психических функций; подбор экспериментальных заданий должен произ­водиться на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ре­бенка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в ре­зультате применения нескольких дополняющих друг друга методик;

· при подборе заданий необходимо предусмотреть раз­личную степень сложности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка; задания должны подбираться с учетом возраста ре­бенка;

· при выполнении ребенком заданий важно учиты­вать влияние аффективной сферы на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

· содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способ­ствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить досто­верные результаты;

• при разработке диагностического инструментария не исключается значение интуиции, но следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

• необходимо дозировать нагрузку (количество методик, время обследования) на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, чтобы избежать пси­хического истощения ребенка.

При организации процедуры обследования необходи­мо учитывать следующие требования:

• соответствие особенностям возраста ребенка, то есть чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в ак­тивную деятельность, являющуюся ведущей для его возраста, дошкольника — в игровую, а школьника — в учебную;

• диагностические методики должны обладать удоб­ством пользования, возможностью стандартизации
и математической обработки данных, но одновре­менно они должны учитывать не столько количест­венные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В.И. Лубовский);

• анализ полученных результатов должен быть каче­ственно-количественным. В работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качест­венный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциаль­ные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает
разграничение норм и патологии, дает возможность сравнивать результаты, полученные у детей с разны­ми нарушениями развития;

• выбор качественных показателей должен быть не случайным, а определяться их способностью отра­жать уровни сформированности психических функ­ций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии; для получения достоверных результатов важно уста­новить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

• для оптимизации процедуры обследования должен быть продуман порядок предъявления диагности­ческих заданий; некоторые исследователи (А. Анастази, В.М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать задания по степени возрастания слож­ности — от простого к СЛОЖНОМУ) другие авторы (И.А. Коробейников, Т.В. Розанова) предлагают для профилактики утомления чередовать простые и сложные задания.

Принципы диагностики нарушенного развития

Диагностика нарушенного развития на совре­менном этапе должна строиться с опорой на ряд принци­пом, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

комплексное изучение развития психики ребенка. Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутрен­них причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специ­алистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиничес­кое и экспериментально-психологическое изучение ребен­ка, но и другие методы: анализ медицинской и педагоги­ческой документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях — ней­рофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования;

Читать еще:  Особенности лечения заболевания

системный подход к диагностике психического разви­тия ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ ре­зультатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-пе­дагогической диагностики требует не только выявить от­дельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий;

динамический подход к изучению ребенка с наруше­нием развития. Этот принцип предполагает учет возраст­им х особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа ре­зультатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступ­ны детям данного возраста;

выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положе­ние Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны бли­жайшего развития определяет возможности и темп усвое­ния новых знаний и умений. Эти возможности выявляют­ся в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при ус­воении ребенком новых способов действий;

качественный анализ результатов психодиагностичес­кого изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:

• отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструк­ции;

• продуктивное использование ребенком помощи взрослого;

• умение ребенка выполнять задание но аналогии;

• отношение ребенка к результатам своей деятельно­сти, критичность в оценке своих достижений.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

Методологические основы психодиагностики

Методологические принципы в психодиагностике выступают в качестве базовых правил организации деятельности психолога-диагноста, используемых в процессе получения и интерпретации психологической информации. Наряду с общими методологическими принципами организации психологического познания, разработанными в трудах Б. Г. Ананьева, В. Г. Асмо- лова, Л. С. Выготского, А. Ф. Лазурского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Панфёрова, А. Анастази и других исследователей выделяют специфические методологические принципы, актуализирующиеся в процессе проведения психодиагностического обследования (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, С. Т. Посохова, Г. И. Россо- лимо, С. Н. Костромина, Н. Я Семаго, М. М. Семаго). К таким принципам можно отнести:

  • • принцип единства методологии, диагностики, психологической помощи;
  • • принцип ориентации на выявление индивидуальности;
  • • принцип структурно-динамической целостности развития;
  • • принцип ориентации на последовательность нормативного развития;
  • • принцип конкретности;
  • • принцип безоценочности;
  • • принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью.

Методология — учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека, совокупность приемов познания в какой- либо науке.

Методологические принципы — это общие требования, предъявляемые к содержанию, структуре и способу организации научного знания.

Принцип единства методологии, диагностики, психологической помощи [1] отражает необходимость рефлексии теоретической позиции, занимаемой психологом, проводящим диагностическое обследование на всех этапах практической деятельности. Актуализация данного принципа в работе психолога-диагноста позволяет планировать работу по психологическому сопровождению клиента, делая ее целостной, логически выстроенной и в ходе изучения индивидуального психологического развития клиента, и в процессе оказания ему психологической помощи. Согласно М. Семаго и Н. Семаго, следствием реализации данного принципа в работе психодиагноста является повышение ее качества и эффективности. Данный принцип позволяет осознанно подходить к планированию процесса диагностического обследования, адекватно определять выбор методик на этапе сбора данных, выбирать корректный подход на этапе анализа полученных в ходе диагностического обследования данных, а также оказывает значительное влияние на технологию работы с методикой в ситуации конкретного диагностического обследования.

Читать еще:  Противопоказания к проведению операции

Принцип ориентации па выявление индивидуальности предполагает признание уникальности обследуемого, его психологической биографии, актуальной жизненной ситуации [2] . Ориентация в работе психолога на исключительность жизненной ситуации, проблемы клиента определяет специфическое содержание психодиагностических гипотез, выбор диагностических средств, организацию, длительность процесса диагностического обследования.

Принцип структурно-динамической целостности развития означает понимание того, что отдельные стороны психики, изучаемые в ходе психодиагностического обследования, не изолированы, а проявляются целостно, системно. Психологическая оценка и психологический диагноз должны проводиться с учетом возрастных нормативов развития, а также условий формирования индивидуально-психологических особенностей человека. Данный принцип позволяет не только описать индивидуально-психологические особенности человека, но и определить причины и механизмы возникновения наблюдаемых симптомов и особенностей. По мнению Семаго, ориентация в практической деятельности на данный принцип дает возможность оценить «. структуру и иерархию проблем как условно нормативного, так и отклоняющегося развития в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функций» [3] .

Принцип ориентации на последовательность нормативного развития [4] особенно важен в процессе диагностического обследования детей, поскольку не только нацеливает психолога на учет возрастных нормативов развития, но и призывает обращать особое внимание на логику и последовательность становления отдельных психических функций в онтогенезе. Ориентация на данный принцип в работе практического психолога позволяет определить тип развития, провести оценку возможных динамических изменений изучаемых характеристик и процессов, уточнить возможные направления психологического сопровождения.

Принцип конкретности [5] отражает необходимость учета конкретной жизненной ситуации клиента, конкретного запроса при выборе диагностических средств, формулировке психологического диагноза. Данный принцип подчеркивает относительность психологического диагноза. Психологический диагноз в значительной степени зависит от психологического и социального смысла конкретной ситуации, в которой проводится обследование, от внутреннего диагностического алгоритма, актуального состояния обследуемого.

Принцип безоценочности [4] отражает необходимость отказа от использования оценочных критериев в работе психодиагноста.

Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью [4] ориентирует психолога на необходимость учитывать влияние социальной, культурной, предметной, информационной среды, экономической и политической ситуации в процессе проведения диагностического обследования и постановки психологического диагноза. Трансформации, происходящие сегодня в окружающем мире, отражаются на психологии человека и на содержании его взаимодействия с окружающим миром.

Основы психодиагностики. Тема 3 Методология психодиагностики

Вебинар с доктором Александром Мясниковым на тему:

«Здоровое общество. Как простые действия одних людей спасают жизни других»

  • Лытко Александр АлександровичНаписать 1005 08.03.2017

Номер материала: ДБ-250518

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    08.03.2017 325
    08.03.2017 3148
    08.03.2017 693
    07.03.2017 1953
    07.03.2017 1253
    07.03.2017 516
    07.03.2017 1181

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector