iРhone, второй фирменный гаджет компании Apple, выпущенный на волне успеха iPod, пока не спешит оправдывать ожидания. Продажи телефона в США далеки от запланированных, а выход iPhone на европейский рынок откладывается.
Дебют iPhone на рынке США оказался не столь ошеломительным, как этого можно было ожидать. Уже через два месяца Apple объявила о значительном снижении цены на 8-гигабайтный аппарат, а 4-гигабайтный телефон был и вовсе снят с продажи. «Если смотреть на продажи iPhone, то они далеки от оглушительных, и PR, созданный вокруг продукта, намного сильнее, чем его реальные характеристики, — говорит Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research. — Компания Apple была вынуждена снизить цены на 40%, так как продажи оказались низкими». Стив Джобс, впрочем, объяснил снижение цены тем, что компании удалось сократить затраты на производство.
Руководство Apple по-прежнему исполнено оптимизма. К концу 2008 года компания намерена довести количество проданных устройств iPhone до 10 млн. C такими объемами продаж Apple, никогда ранее не присутствовавшая на рынке мобильных телефонов, претендует примерно на 1% глобального рынка.
При этом к российскому рынку, одному из наиболее быстрорастущих, компания Apple относится пока откровенно равнодушно. Официальные продажи iPhone в России наверняка стартуют одними из последних в Европе. Apple пока даже не приступила к разработке соответствующих контрактов с российскими операторами связи. Более того, при регистрации торговой марки iPhone Apple не включила Россию в число стран, на территории которых компания обладает исключительными правами на данную торговую марку.
Отечественные любители техники, впрочем, в долгу не остались. Сначала по российским СМИ и в блогосфере прокатилась волна материалов с резкой критикой в адрес iPhone. Однако вскоре характер реакции начал меняться. Яростная критика и чуть ли не призывы к бойкоту сменились первыми робкими сообщениями о том, что iPhone удалось «разлочить» (взломать программную защиту аппарата. — «Профиль») под российские стандарты. Дальше — больше. Возникла целая плеяда сайтов-клонов — iPhoner, iPhonio и т.п., — призванных облегчить жизнь российским обладателям iPhone. Одни сайты приводят на своих страницах подробную иллюстрированную инструкцию по «разлочке» чуда техники, другие предлагают приобрести у них волнующее творение Стива Джобса, заточенное под российские стандарты.
Видишь суслика? И я не вижу. А он есть
Алексей — серьезный юноша, финансовый аналитик в крупной консалтинговой компании. Он кандидат экономических наук, в совершенстве владеет английским. Ему доверяют важнейшие проекты. А еще Алексей одним из первых стал ввозить в Россию iPhone.
«Через четыре дня после начала продаж iPhone в США первая партия телефонов уже пришла в Россию», — рассказывает Алексей. По его словам, за клиентом далеко ходить не надо — телефоны отрывают буквально с руками. «Это известный феномен: любой новый продукт компании Apple автоматически становится популярным. Например, мы заказываем партию iPhone — 10 штук. Размещаем объявление в Интернете. И через час у нас, натурально, выстраивается очередь из страждущих», — отмечает предприимчивый юноша. Впрочем, оно и понятно: телефоны Алексей продает по 30 тыс., тогда как большинство сайтов предлагают чудо-фоны начиная с 40 тыс. «Разлочку» iPhone Алексей не делает — говорит, что может посоветовать своим клиентам компании, которые этим занимаются. «Большинство покупателей предпочитают справляться с «разлочкой» своими силами», — отмечает Алексей. Однако обзаводиться собственным чудом техники Алексей не торопится. Говорит, что не нравится ему iPhone, да и ни к чему он.
Евгения Бутмана, генерального директора Apple IMC Russia — компании, представляющей интересы Apple на российском рынке, не пугают такие местечковые конкуренты. «Контрафактный ввоз iPhone в Россию нас не беспокоит, — отмечает Евгений, — такой продукт без должного сервиса и поддержки — удел небольшого сообщества. iPhone же рассчитан на широчайшую аудиторию, которая хочет купить полностью готовый продукт и пользоваться им без всяких проблем. Как только он появится на российском рынке, его продажи составят сотни тысяч штук в первый же год».
Алексей собирается и дальше заниматься прибыльным бизнесом, навар с которого сейчас еще больше, чем раньше. «Когда продажи iPhone стартовали в США, мы закупали телефоны по $650. Сейчас мы покупаем их за $450, а сбываем по $1200. И продавать iPhone мы будем до тех пор, пока они будут продаваться».
Конкурирующие клоны
Опасность для гаджет-бизнеса Apple кроется не только в контрабандном ввозе, но и в подделке и копировании продукции, как это было с iPod. Не успел mp3-плеер появиться на рынке, как по соседству с ним возникли малазийские и китайские псевдо-iPod’ы и очень убедительные копии производства вполне солидных фирм.
Перспектива столкнуться в ближайшем будущем с iPhonе-клонами, опять же, не пугает Бутмана. «Сегодня целый ряд поставщиков, в том числе уважаемых, стали создавать продукты, подражающие iPhone. То же самое мы видели и с iPod, — говорит Евгений, — но тогда результатом усилий конкурентов стало лишь то, что iPod занял доминирующие позиции на мировом рынке mp3-плееров. Полагаю, с iPhone ситуация будет развиваться аналогичным образом».